oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

«Бал начинается…-3»

 
Есть подозрение, что читатели слегка напряглись от обилия подробных смыслов, найденных всего в двух первых абзацах 23 главы. Спешу успокоить, это была всего лишь вводная ремарка автора к очередному акту пьесы. (Однако, же в таких ремарках действительно важен смысл каждого слова.) Дальше пойдет драматургия, где важны не слова, а образы и действия.
До сих пор самого действия не было, а было описание состояния столичного общества перед началом действия. Вводная реплика Коровьева тоже относится к этой предваряющей фазе: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице…»
Конечно, если видеть в этом только великосветское мероприятие, то ничего особенного. Но если за карнавальной маской Маргариты скрывается столичная публика, то и совет звучит немного по-другому, и даже очень знакомо для нашего слуха. Не просто гостей,  а «гостей столицы». Именно эта тема «понаехавших», «гастарбайтеров», нарушителей спокойствия и культурной идентичности столицы является чуть лине заглавной в этом политическом сезоне. Коровьев, как и положено аватару сословия властных администраторов, увещевает столичную общественность быть политкорректной и толерантной по отношению к любым моральным уродствам. Иначе в наше сложное время никак…
Обращение «корлоева» в этом контексте слышится, скорее, издевкой. А уж, «королева Марго» и вовсе отсылает нас к образу венценосной шлюхи, практиковавшей гламурную, сиюминутную «любовь», символом которой является розовое масло.
Разумеется, Коровьев нагло врет, и Маргарита знает это, - о королевском происхождении, но вовсе не с целью польстить и возвысить, а чтобы втянуть испытуемую в какую-то гнусную непотребщину ради сохранения своего властного положения распорядителя Бала. Но разве призывы властей к толерантности, терпимости к инокультурному и бескультурному засилью не продиктованы такими же шкурными мотивами?
Сигнал к началу действия подает Бегемот, то есть аватар сословия «олигархов». Это вполне соответствует реальным событиям – политический сезон 2011/12 начался с необычно шикарного представления в неюбилейный День города, символом которого стала буква «А», обозначающая спонсоров из Альфа-банка. Интересно, будет ли в конец сезона какая-нибудь «омега», или хотя бы «Я»?
Образ влажного и душного тропического леса вновь отсылает нас к единственному похожему образу в Библии – райским кущам, в которых нагая Ева соблазняема змием, - еще одно косвенное указание на сатану в лице Коровьева, соблазняющего нагую Маргариту.
Сочетание образов колоннады, желтого камня, побледневших негров у колонн однозначно указывает на связь этого действия с происходившим на террасе дворца Ирода у Понтия Пилата, чье болезненно желтое лицо олицетворяет римский закон. А поскольку эти райские и ершалаимские реминисценции соединены в одном абзаце, то извлечь из них нужно объединяющий смысл – и в стихе о соблазнении Евы и в главах о Понтии Пилате речь идет о следствии и суде (над Иешуа, позже – над Иудой). Вот это и есть скрытый от нас под блестящей мишурой смысл предстоящего Великого Бала. Причем сначала в Раю был осужден первый Адам, затем в Ершалаиме настало время второго Адама и суд над ним, а теперь третий Великий Суд, он же по-гречески Кризис (решительный поворот, прерывающий и обращающий долговременное негативное течение событий). Прошу заметить, что я лично ни на чем таком не настаиваю, просто честно следую расставленным Булгаковым указателям.
Райские кущи для толкователя – не проблема, а вот с оркестрами и с образом самого Иоганна Штрауса что прикажете делать? Вообще-то, что касается гастролей знаменитых музыкантов, то 2011 год бьет все рекорды. Более того, предварительная первая четверть нынешнего политического сезона началась не только с апрельских тезисов Путина, но и с приезда в Москву «Стены» Уотерса.
Вот, собственно, за образ «невысокой стены белых тюльпанов» мы и попробуем зацепиться для разгадки последующих музыкальных картин. И еще зацепимся вот за эту фразу: «На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровь».
Во-первых, символ крови снова отсылает нас к Апокалипсису, а сочетание в одном абзаце стены и рева труб указывает на разрушенные стены древнего Иерихона. Однако Булгакову и нам ближе Новый Завет, в котором есть притча о добром самаритянине, а в этой притче происходит полной приключений путешествие из Иерусалима (города со стенами) в Иерихон (город с рухнувшими стенами). Вообще-то все до одной притчи Евангелия посвящены одному предмету – наступлению Царства Небесного. Стена из белых цветов обозначает отсутствующую стену небесного города. Однако есть один тонкий момент – в Апокалипсисе стена небесного города названа высокой, а здесь стена белых цветов – невысокая. Да и сами цветы, несмотря на белый цвет истинного духовного знания – символ преходящей сиюминутности. Тюльпаны, к тому же, похожи на чаши, из которых нужно пить духовные смыслы. Как та чаша из черепа в самом конце 23 главы. Но только похожи. Так что и в этом случае речь идет об очередном обмане Коровьева, о такой же имитации небесного града, как и об имитации им  с помощью трюков со светом якобы приблизившейся полночи. Использование истинно белых цветов говорит об участии в этой имитации подопечного Фаготу христианских проповедников в качестве «звезд» масс-медиа. В этом же абзаце есть одно из символических чисел, правила толкования которых мы знаем: «Оркестр человек в полтораста играл полонез».
Единица в разряде сотен не может быть расшифрована как «дух истины» и тем более «божественный дух», ибо такой дух обитает гораздо выше, чем духовная ипостась любого человека. Даже для Иисуса Булгаков использовал число «302», где есть дух любви, а не истины. Поэтому речь идет о символическом числе «15» в разряде десятков, то есть в ипостаси души, мотивации жизни. «15» - как мы выяснили в 15 главе, означает хождение по кругу, заблуждение. То есть речь идет о людях, посвятивших свою жизнь проповеди заблуждений, и таких людей – огромный оркестр. Поскольку упомянут полонез, то речь, очевидно идет о неумеренной активности римской церкви в описываемые пророчеством времена. Образ черных фрачников с белой грудью вполне совпадает и с таким толкованием. Кто же в таком случае наш «король вальсов», типа Штраус? Напомню, что во главе Ватикана нынче папа-немец. Так что совет Коровьева Маргарите, которая всего лишь помахала рукой и улыбнулась, - «Мало, мало…» - означает пожелание признать первенство папы, хотя бы как умелого политика и руководителя государства. Это очень интересный признак последних времен – визит папы в Москву или некое послание папе от имени московской культурной элиты. Пока вроде бы такого не было, но ведь и сезон вальсов, то есть внутриэлитных вращений, только-только открыт.
Впрочем, в следующем очень гламурно украшенном зале играет оркестр-джаз, в котором по аналогии и по борьбе с полонезом можно опознать протестантских проповедников. Вино евангельского откровения, переработанное в пенистое шампанское, здесь разливают в плоские чаши негры. И то – правда, в Штатах, что ни черный политик, то обязательно проповедник.
И вот, наконец, нагую Маргариту установили на вершине лестницы в позе с согнутым коленом, как на старшей карте Таро.
Как видим, пока что описываемые в скрытом слое 23 главы предсказания относятся больше к интеллектуально-духовной сфере, а не к политическим перипетиям. Может, что-то прояснится дальше, ведь среди гостей Бала точно будут политические деятели.
 
(продолжение следует)
 
Tags: Булгаков, ММ, притча, прогноз, символика
Subscribe

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…