oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Бал!-12. «Фарсаж»

После краткого перерыва на каникулы внимание столичной общественности вновь приковано к власти и политике. Ни мастерство, ни творчество ее опять не интересуют. Этот явный факт отражен в двух параллельных текстах 13 и 23 глав, где Маргарита убегает от мастера к мужу и вновь появляется на Балу с Коровьевым. Происходит это в начале четвертого часа Бала или в «половине января».


Первое, что видит Маргарита – обезьяний оркестр на месте, где в первом часу Бала своим оркестром дирижировал Штраус. Следует признать, что именно в интерпретации первого оркестра произошла небольшая ошибка. Мы правильно распознали оркестрантов в черных фраках как церковников, но приняли исполнение полонеза за указание на другую конфессию, не российскую. Однако все внимание московской культурной публики за все три месяца Бала не отвлекалось от внутренней предвыборной политики. Поэтому нужно поискать иную расшифровку образов.

Например так: Штраус, как известно, - это венский композитор. Однако в РПЦ роль не то что первой скрипки, а дирижера в смысле политических связей играет митрополит Илларион, приехавший в Москву из Вены и к тому же композитор, концерты которого собирали московский бомонд в Большом зале Консерватории. Главным успехом внешних связей РПЦ за истекший период был ажиотаж столичной публики вокруг «пояса Богородицы», привезенного в Москву с Афона. А между тем именно культ «Матки Бозки» является центральным для польской церкви. Так что его воспроизведение в Москве под управлением «венского композитора» вполне соответствует символу полонеза. Будем считать, что этот видимый огрех в расшифровке символов мы исправили, теперь можно обсудить символику обезьяньего джаза на месте, где ранее была РПЦ.

Обезьянничание – синоним пародии. Поэтому указание Булгакова на три часа с четвертью и на пародию в начале четвертого часа необходимо Автору, чтобы подсказать нам один из девяти «ключей» – повторение сюжета и образов в четвертой четверти, но в пародийном, фарсовом ключе.

Теперь спросим себя – с чего началось возвращение столичной публики из рождественских каникул к предвыборной политике? Правильно, с фарсового действа в исполнении церковного руководства – сначала прототиерей Чаплин бухнул в колокола, не посмотрев в святцы. Затем уже и сам патриарх пытался исправить охранительный крен, перенаддав либерализму, так что пришлось его дезавуировать поддержкой Березовского. Потом опять Чаплин пытался исправить конфуз по принципу «хрен редьки не слаще». Короче кто в лес, кто по дрова, каждый оркестрант дует в свою дуду, выводит свой мотив. Чистый джаз, к тому же абсолютно пародийный, обезьяний.

Ну и не будем забывать еще одну трактовку символа обезьяны, связанную именно с христианской религией. Богословы назвали сатану, дьявола «обезьяной Бога». В сюжете Романа возвращение Маргариты к мужу, воссоединение с Коровьевым на Балу происходит под обезьяний аккомпанемент. В соответствующем сюжете российской политики столь активное прислуживание церковников светской власти, то есть князю мира сего, тоже заслуживает напоминания об обезьяне.

Далее в 23 главе следует: «На зеркальном полу несчитанное количество пар, словно слившись, поражая ловкостью и чистотой движений, вертясь в одном направлении, стеною шло, угрожая все смести на своем пути». Этот политический феномен мы тоже уже заметили. До нового года видимое на поверхности политики движение было в стиле вальса, множество кружений, но разнонаправленных. А в январе, как будто по команде, все политические круги остались такими же, но двигаются в одном направлении. Партии их вдохновители, провластные и оппозиционные круги действуют как бы по единому сценарию. Олигархические СМИ по инерции критикуют власть, но тут же признают, что ей нет альтернативы. Есть такое впечатление, есть.

Помнится в предварительной, прогнозной расшифровке насторожила фраза «В капителях колонн, когда погасало электричество, загорались мириады светляков, а в воздухе плыли болотные огни». Возможная связь образа с отключениями электричества, как и прошлой зимой, кажется, начала сбываться, судя по новостям из Нальчика, где в больнице отключили свет и жизнь для восьми младенцев. Надеюсь, что этим ограничится. Что касается болотных огней, то продолжение череды митингов, начавшихся на Болотной, уже заказано. При этом слово колонны указывает скорее на шествия и марши, в голове колонн которых будут медийные «звезды». Так что здесь ничего особо загадочного нет. И, видимо, в день большого митинга или шествия мы точно узнаем смысл символики «большого бассейна, окаймленного колоннадой».

Пожалуй, намного интереснее будет разбираться в символике параллельного текста из 13 главы, который можно прочитать и как рассказ об отсутствующем на Балу Воланде. Совпадение разбивки по «часам» и месяцам, прибытия и убытия героини в подвал с рукомойником, он же – комната с бассейном, дополняющая параллельная символика – почивающий творческий дух в момент, когда змей-Коровьев соблазняет обнаженную героиню в антураже эдемского сада. К этим параллелям можно добавить момент в рассказе Мастера: «Метнувшаяся мне под ноги собака испугала меня, и я перебежал от нее на другую сторону».

Если допустить толкование с написанием Мастера с большой буквы, то есть как ипостась творческого духа, Воланда, тогда ноги Воланда – это две церкви, мирская и тайная, которым в нашей московской реальности соответствуют церковники и масоны. Соответствие образов собаки и сатаны обсуждалось много раз. Поэтому Коровьев, увлекший Маргариту к обезьяньему джазу, вполне соответствует собаке, метнувшейся под ноги. Участие церковников в политике мы уже обсудили, но и масоны тоже успели засветиться, не только с обсуждением роспуска одной из партий, той самой маркизы. Без этой политтехнологической братии не обошлось при «сборе подписей» за выдвижение трех кандидатов. И тем не менее, обе ноги – и церковники, и масоны, поспешили перебежать на другую сторону – к формальной оппозиции.

Образ подвала, в котором теперь вместо мастера обитает, как мы знаем, Алоизий, тоже вполне укладывается в наши политические реалии. Творческая ипостась столичного сообщества и без того была маргинальной по статусу, ниже первого этажа, и числилась по ведомству какого-то жулика-застройщика, в котором легко угадать идеологический отдел властной корпорации. Именно он изображен в свинообразном виде жильца первого этажа в доме, где обитает Маргарита. Однако амбициозная культурная ипостась столицы хотя бы изредка снисходила к мастеру в подвал, мотивируя на творчество и обещая любовь.

Однако теперь власть и элиты вовсе не востребуют творческих идей в политике, включая выборы. Вместо этого вполне достаточно заезженной пластинки («в комнатах моих играл патефон»), которую вполне способен воспроизвести не творчески мастер-художник, а сугубо меркантильный, озабоченный побелкой и купоросом ремесленник-маляр. Уверен, что звучавшая из окон подвала патефонная мелодия была той же самой, под которую нарезали политические круги вальсирующие пары на Балу. Собственно, в этой полной невостребованности, изгнании творческого духа из политики, как из любой сферы деятельности, заключается главный признак финальной стадии системы. Об этом состоянии очень неплохо написано у коллеги-публициста здесь.

Образ заледеневшего трамвая, которого мастер боится не меньше властной собаки, мы тоже находили и растолковали в «MMIX». В библейской символике корабль означает религиозную, то есть гуманитарную теорию. Речной трамвайчик из 31 главы – догматическая, предписывающая, нормативная теория вроде юриспруденции, педагогики или политэкономии. Это тоже наука, но ограниченная идеологически выверенным маршрутам. Соответственно, уличный столичный трамвай – такая же догматическая, громко звенящая теория, следующая строго по заданным маршрутам. Короче говоря, творческому духу и вдохновленному им мастерству нечего нынче делать не только в политической практике, но и в политической науке или образовании. Там востребованы другие, более гибкие в позвоночнике ипостаси и соответствующие фарсовые персонажи.

Эпитет обледенелые ящики (напомню, что ящиком в советское время называли и научные институты тоже) имеет синонимы – застывшие, замороженные. Поэтому мороз, холод в рассказе Мастера из 13 главы означает не только погодные совпадения. Этой зимой холода наступили лишь в половине января. Главное значение – застывшая, хладная, замороженная политическая система и общественная жизнь. Все движения – сугубо по кругу и только в виртуальном пространстве, в порядке фарсового сценария.

Да и какой смысл теперь в творческом подходе, если женская ипостась мотивации не имеет более интереса к творческому мастерству, а ценны для нее только собственные переживания и воспоминания, а также буквальные прочтения в меру понимания. В этой связи упреки публики и комментарии с намеками на приближение моего аналитического творчества к сумасшедшему дому тоже симптоматичны. И очень лестны, очень! С учетом продолжения сюжета 13 главы. Но вряд ли стоит понимать эту символику слишком буквально.


Продолжение следует

Tags: Булгаков, ММ, притча, прогноз, символика
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Работа над ошибками (13)

    13. Ключ на старт (начало) Повторю не лишний раз – все, что происходило в политике, особенно в политике США и Британии, в уходящем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments