oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Бал!-14. Тень выборов

Итак, мы добрались до волнующего момента, когда пенная волна предвыборного креатива с шумом ушла из виртуального «бассейна». В «пятом измерении» пространства масс-медиа и Интернета все виртуальное, в том числе и объемы (вещания). А если про героиню, пребывающую в этом пространстве, пишут, что «она уже хотела уходить», это означает утрату интереса и переключение внимания. Эта маленькая ремарка, сделанная великим драматургом, намекает, что после завершения предвыборной агитации ничего интересного какое-то время не будет происходить.

Затем вдруг, волею сословия олигархов, аватаром которого в Романе служит жирный кот, этот же чудовищный объем заполняется крепким креативом – «стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета». Это уже не игра, и не поверхностная пена, это крепко всерьез. Желтый цвет применительно к прессе означает согласно словарям специализацию СМИ на слухах, сплетнях, скандалах, сенсациях (зачастую мнимых). Темно-желтый должно означать негативные слухи, сплетни и т.д.


Нетрудно догадаться, что такое развитие событий возможно лишь при выборах в один тур. Как ни старался лично Путин (одни обещания японцам про Курилы чего стоят) и приближенные к нему лично госолигархи мобилизовать недовольных, особенно в столице, им не удается обыграть свиту из АП и ЕР, не желающую второго тура и излишней легитимности лидера.

Политические партии (дамы) постарались как можно быстрее отбежать в сторону и не примут участие в этой темно-желтой  вакханалии. Однако московский горизбирком (портниха) вместе с цветными наблюдателями с удовольствием побарахтаются.

Однако стоит заметить, что олигархам все это в конечном счет выйдет боком: «Вылез  он, отфыркиваясь, с раскисшим  галстуком, потеряв позолоту с усов и свой бинокль». Мы уже замечали, что ранее пострадавшие уши у Бегемота – это деловые радио, прежде всего «Эхо Москвы». Аналогично бинокль – это прибор для дальнего видения, что переводится на новолатинский как television. Но и усы у котов – между прочим, тоже важный орган чувств – ощущения пространства и коммуникации между собой, то есть похоже на функции деловой прессы. Тот факт, что перед выборами Бегемот эти самые усы позолотил, то есть усиленно профинансировал, тоже вписывается в контекст. Как и тот прогноз, что по итогам устроенного номера олигархи вполне могут лишиться каналов ТВ, а деловая пресса перестанет быть озолоченной, финансирование урежут. Что касается раскисшего галстука, то фрачная бабочка означает элемент престижа, утерянного в пыле информационной борьбы.

Конечно, весь этот темно-желтый шум нужен, чтобы привлечь внимание публики, прежде всего столичной – то есть нашей героини, «…но тут Коровьев подхватил Маргариту под руку, и они покинули купальщиков». Спрашивается, как и чем можно отвлечь общественность от послевыборных скандалов?

Вот например такой способ: «Маргарите показалось, что она пролетела где-то, где видела  в громадных каменных  прудах  горы  устриц». Еще недели две назад понять, что имеется в виду, было затруднительно, даже вовсе невозможно. То есть по отдельности почти каждое слово истолковать можно, а сложить вместе не получалось. Однозначно, что пруды – это тоже объемы вещания СМИ в том же контексте, что и бассейн. Символика камня – это земной, мирской закон. Так что каменные пруды – это передачи и публикации, посвященные юридическим вопросам, судебным процессам, уголовным делам. Таких на каналах нашего ТВ и страницах прессы нынче – хоть пруд пруди.

Сложнее с горами устриц. В библейской символике гора означает религиозное учение. Булгаков точно знал и имел в виду это значение, иначе использовал другое слово – например, груды. Однако слово устрицы вовсе не встречается в Библии или в самом Романе, так что его переносное значение нужно искать в более широком культурном слое, связанном с творчеством Булгакова. Кроме его пьес, это пьесы Мольера, а также книги, которые Булгаков переделывал в пьесы – «Война и мир», «Дон Кихот», «Мертвые души». Именно у Гоголя есть прямое указание на наличие у слова устрица переносного смысла. Помните, устами Собакевича?: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа». Других иносказательных смыслов в культурном контексте не находится, так что можно предположить, что здесь «устрица» – это такой же эвфемизм для женских первичных половых признаков, как «киска» или по-английски «pussy».

Единственное, что останавливало нас на этом пути толкования, так это отсутствие какого-либо смысла в сочетание «горы устриц». Ну какие еще в эту самую устрицу, могут быть религиозные учения у кисок, они же мокрощелки? Однако эти сомнения держались ровно до того момента, как по всему Интернету разошелся ролик с хулиганской выходкой панк-группы Pussy Riot в главном храме РПЦ. Причем текст дурацкой песенки и впрямь был пародией на религиозную проповедь. Уголовное дело по статье «хулиганство» уже заведено, осталось дождаться репортажей о ходе следствия и суда.

Но, между прочим, этот пример истолкования символов так же однозначно привязывает текст 23 главы к нынешнему политическому сезону, как и ранее разобранное астрономическое знамение 10 декабря в небе над Болотной площадью. И более того, не только главу к сезону, но и конкретный абзац к месяцу марту.

Чем еще можно отвлечь публику от темно-желтой волны дутых сенсаций? Двинемся далее вместе с героиней: «Потом она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками и мечущимися между ними дьявольскими белыми поварами».

Здесь прозрачный стеклянный пол – это столь же явное продолжение хрустального дна, как в бассейне, только уже без темно-желтого креатива сверху. Зато можно увидеть подпольную кухню, где орудуют белые креативщики. Слово дьявольский в данном контексте вполне соответствует исконным греческим и библейским значениям – разделяющий, сеющий рознь, вводящий в заблуждение. Действительно, показ кухни изготовления фальшивок может отвлечь и занять публику. Ждем разоблачений этих фокусов с нетерпением, как Аркадий Аполлонович.

«Потом где-то она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за ее здоровье».

Признаюсь честно, поначалу фантазия увела меня в совсем иной культурный слой, поскольку поедаемое мясо в темных подвалах вызвало ассоциации с «Машиной времени» Уэллса. Но меня оправдывает еще два совпадения. Во-первых, пророчество Булгакова, сделанное за три четверти века до событий похоже на путешествие во времени. А главное, сами участники событий, называющие себя «креативным классом», а всех прочих – «быдлом», уж больно напомнили разделение «мира будущего» на элоев и морлоков.

Впрочем, это сравнение было бы очень сильной гиперболой, а вот применительно к миру политики разделение на публичных политиков (элоев) и закулисных операторов политической машины (морлоков) является вполне удачной метафорой, а сам роман Уэллса именно в этом  сугубо политическом смысле является притчей (parabola). Не должен удивлять поэтому тот факт, что в булгаковском Романе использована похожая символика подвала, из которого ранее был изгнан или сбежал творческий дух, и звучал патефон как символ механического повторения ранее пройденного.

Нужно заметить, что через какое-то время столичная публика потеряет способность соображать, ориентироваться в происходящем. Возможно, это подогреет интерес к разным, даже самым эзотерическим объяснениям. Приготовленное на углях мясо – это и есть символ духовной пищи, подвергнутой жару истолкования. Наше истолкование Романа тоже подпадает под эту символику, но поручиться, что в подвалах политтехнологи и политологи заинтересуются именно этой пищей для ума, не могу.  Хотя сюжет Романа, а значит и сюжет российской политики все ближе к появлению в ней творческого духа, Воланда. И предшествующие абзацы должны как-то быть с этим связаны. Так что указание на то, что девушки (Гелла?) подавали мясо, может указывать на 18 главу и визит буфетчика в кабинет Воланда. То есть это указание на символическое тождество кабинета Воланда и подвала мастера из 13 главы. Что вовсе не отменяет актуального толкования, но его точный смысл будет ясен ближе к событиям где-то в апреле.

«Потом она видела белых медведей, игравших на гармониках и пляшущих камаринского на эстраде. Фокусника-саламандру,  не сгоравшего в камине...» 

Символика медведя в данном контексте большого политического шоу, карнавала с переодеваниями, сменой масок и сторон, может означать и единороссов, поменявших политическую ориентацию, но более значимым является толкование этого образа как русских националистов, пляшущих под либеральную дудку. Появление эстрады вновь указывает на какой-то большой митинг, об этом и реплика Коровьева: «Последний выход… – и мы свободны».

Что же касается несгораемого фокусника в камине, то вопрос в том, что это за камин. Если тот огромный камин из прихожей, то есть телестудия, то речь может идти о «волшебнике» из Центризбиркома, вновь сохранившем свой пост. А если это камин из кабинета Воланда (он же очаг в подвале мастера), то сгорание – это истолкование текстов. Несгорающий фокусник, да еще саламандра – это загадка, которую еще предстоит разгадать. Но можно уже сейчас поискать символически значимые тексты, в которых есть саламандры. Раз уж мы нашли сходство с одной из антиутопий Уэллса, почему бы не вспомнить антиутопию Чапека «Война с саламандрами» или антиутопию Бредбери «451 по Фаренгейту», где саламандра является символом идеологической спецслужбы под видом пожарных. Если уж на то пошло, то именно «фаренгейт-451» воплощается на наших глазах в реальность практически буквально, то есть не как притча, «не сгорая».


Tags: Булгаков, ММ, притча, прогноз, символика
Subscribe

  • После Бала (47)

    47. В историю – болезни ( начало, предыд.глава) Еще и еще раз повторим поговорку: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (41)

    41. Приокские параллели (начало, предыд.) Прояснив для себя хотя бы немного ситуацию в восточной ордынской ветви, можно переходить к…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (40)

    40. Самарканд как ордынский Владимир (начало, предыд.) Определимся, куда и как двигаться дальше в нашем квесте? Хорошо бы начать сравнительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 43 comments

  • После Бала (47)

    47. В историю – болезни ( начало, предыд.глава) Еще и еще раз повторим поговорку: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (41)

    41. Приокские параллели (начало, предыд.) Прояснив для себя хотя бы немного ситуацию в восточной ордынской ветви, можно переходить к…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (40)

    40. Самарканд как ордынский Владимир (начало, предыд.) Определимся, куда и как двигаться дальше в нашем квесте? Хорошо бы начать сравнительный…