oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Бал!-16. Пасха

Традиционный ритуал главного православного праздника включает ожидание схождения «благодатного огня». Можно кидаться словесными камнями в наивных верующих, поддающихся на дешевые уловки клерикалов, но весь смысл этого фокуса ровно в том, чтобы напомнить верующим о неминуемом «конце света». С тем же успехом можно обличать дешевизну картонных декораций великого театра, воплощающие сюжеты о вечных истинах. Из того же напоминания о будущей встрече «жениха» вытекает смысл великого поста перед Пасхой, чтобы успеть очистить и наполнить «светильники» разума «маслом» любви, и не более того. А все формально-ритуальные запреты – только для того, чтобы всем миром помочь слабым духом не отвлекаться от главного завета любви, упраздняющего законы и страхи.

Не думаю, что в этом напоминании есть что-то неясное или сложное, если только разум не способен очиститься от эгоистичных установок или гордыни морального превосходства. Только такой неспособностью можно объяснить страх многих клерикалов перед признаками «конца света» или странную радость по поводу схождения благодатного огня, если уж вы в него верите. Наоборот, истинному христианину следовало бы вздохнуть с грустью, что и на этот раз второго пришествия не будет. Хотя истинный последователь Иисуса верит только словам Учителя, никого более не называет учителями и, тем более, «отцами». А по слову Учителя никому не дано заранее узнать о приближении «конца времени», никакими ухищрениями и «чудесами». Так что никакой из двух финалов традиционной пьесы в храме Гроба Господня ничего сам по себе не означает.



Спрашивается, какая связь между этой пасхально-театральной критикой и интересующими нас сюжетами из 23 главы и параллельного рассказа Мастера из главы 13-й? Те немногие читатели «MMIX», кто добрался и до последних глав, должны быть в курсе нашего литературоведческого открытия о том, что источником вдохновения и сюжетных линий для всех глав булгаковского Романа, не только ершалаимских, являются книги и сюжеты Нового Завета. Евангельские притчи и деяния апостолов стали сюжетами отдельных глав. Например, 9 глава о договоре Босого с Коровьевым пересказывает притчу о неверном управители из Евангелия от Луки, а лозунг 15 главы «Сдавайте валюту» взят из второй части деяний апостолов, где первые диаконы собирают пожертвования и выступают с «проповедью» перед синедрионом.

Среди новозаветных книг есть одна самая заветная, завершающая ряд чтения, но по написанию первая из главных книг (кроме первых посланий), лежащая в основе всего Нового Завета. Было бы странно, если Автор булгаковского Романа, тем более повествующего о «втором пришествии» не использовал сюжеты и образы Откровения Иоанна Богослова. И мы такие сюжеты и образы уже упоминали – например, образ пустого «бассейна» в начале 23 главы отсылает к образу самоцветных оснований города-храма из Апокалипсиса. Еще раньше при истолковании Романа в «MMIX», мы выяснили, что сюжеты из краеугольной книги Нового Завета встроены в ключевые моменты сюжета Романа. И разумеется, эти апокалиптические образы и сюжеты должны были проявиться в кульминационном узле всего сюжета Романа – финале 23 главы про Великий Бал.

Если уж на то пошло, то не суть важно, верим мы или нет сами в «конец света» и «второе пришествие». Для литературоведческого истолкования достаточно знать, что сам Автор верил в свое предсказание и соответственно выстраивал сюжет Романа. Так что наше исследование вполне законно по любым меркам. Другое дело, что совпадений и знамений в привязке сюжета 23 главы к нынешнему политическому сюжету накопилось многовато. Ну да строгая антиклерикальная или, напротив, фарисейская установка не даст «учителям» и «отцам» поддаться соблазнам, несмотря на любые, даже самые явные признаки «конца света», в этом можно быть уверенным. А потому продолжим находить совпадения просто из литературоведческого любопытства.

Одной из самых важных параллелей между откровениями Михаила Булгакова и Иоанна Богослова является образ Творческого духа истории, неожиданного являющегося, чтобы прекратить шабаш духов. Иудейская страсть и все еще во многом ветхозаветное желание справедливого и скорого возмездия отзывается в книге Иоанна Богослова такими словами: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» /Откр 19,15/. Возможно, двухтысячелетнее ожидание для того и потребовалось, чтобы понять, что эти визионерские образы относятся не к смертным людям и народам во плоти, а к духовным ипостасям, объединяющим «народы», «языки». Однако в стальной шпаге, на которую Воланд опирается теперь вместо прежней черной трости, можно узнать тот самый «устный» меч, но также и железный жезл. Достаточно заметить, что магическое действие поднятой шпаги совпадает со словами Воланда, адресованными голове Берлиоза. И для поражения других духов, то есть идей, также необходимо только Слово, отточенное как обоюдоострый меч. Впрочем, до этого драматического момента в духовной, идейной, словесной жизни, а вовсе не в политике, экономике или иных материальных сферах еще нужно дожить. И вовсе не факт, что скоро, хотя и булгаковские знамения, и майянский календарь вроде бы указывают на ближайшие месяцы. Не факт, но строгое напоминание!

Что касается параллельного текста из 13 главы, вневременного рассказа Мастера, то столь важный момент сюжета просто должен иметь столь же апокалиптическую пару. По зрелом размышлении, никакого другого толкования, кроме апокалиптического, не может быть вот у этой финальной тирады Мастера:

«И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо. Не надо задаваться большими планами, дорогой сосед, право! Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть  на нем, но, повторяю, это не так уж худо. Вот лето идет к нам, на балконе завьется плющ, как обещает Прасковья Федоровна. Ключи расширили мои возможности. По ночам будет луна. Ах, она ушла! Свежеет. Ночь валится за полночь. Мне пора».

В предшествующем тексте 13 главы параллели с текстом 23 главы задавались и отмечались ритмом часов. В этом отрывке тоже есть указание на момент «полночи», ночь уже валится, но не в будущем и не в прошедшем времени. Есть и указание на приближающееся лето, то есть обетованная полночь вместе с пришедшим женихом будет еще весной. В предшествующем сюжете 13 главы уходу Маргариты соответствовало ее появление в сюжете 23 главы, и наоборот. Здесь из вставного сюжета в 13 главе уходит сам рассказчик, Мастер с большой буквы (то есть Учитель, если перевести с латыни). А в сюжете 23 главы после того, как неожиданно для всех где-то пробило полночь, появляется Воланд в домашней одежде (ночной рубашке или халате, как и Мастер из 13 главы). Еще раз напомню, что если Булгаков пишет наводящие «где-то», «почему-то», «куда-то», то следует искать ответ на этот неявно заданный вопрос в других главах. В данном случае слово «полночь» прозвучало не просто где-то, а в клинике, в палате у Бездомного. К тому же гость Иванушки чуть ранее признался, что у него нет имени. «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого». /Откр 19,12/

Указание на четвертый месяц тоже отсылают нас или к апрелю, или к середине мая, поскольку в клинику наш герой прибыл в половине января. Кроме того, действие всего Романа, как и Бал, и его финал относится к майскому полнолунию. Иносказательное значение повторного майского празднования ершалаимского Песаха мы уже обсуждали, но почему бы и буквальному значению не проявить себя.

Кроме зимней погоды в нынешнем апреле, есть и другие указание на то, что указанный четвертый месяц отсчитывается от середины января и, следовательно, начнется после нынешней православной Пасхи. Во-первых, еще не проявились все сюжетные линии и образы, заданные в 23 главе до момента, когда где-то прозвучала полночь. Так, белые медведи еще не танцевали камаринского. Хотя какая-то часть сюжета уже проявилась. Например, Маргарита увидела «фокусника-саламандру, не сгоравшего в камине... » То есть, по правилам нашего толкования, внимание культурной столичной публики привлек некий персонаж, для которого постоянное пребывание в телевизионном эфире (а именно так мы истолковали камин) не приводит к постепенному утомлению публики и сгоранию рейтинга. Такой непотопляемый политик с несгораемым рейтингом у нас действительно есть, и в начале апреля он привлек общее внимание. Кроме того, по совпадению этот политик является по должности главным пожарным (спасателем), а саламандра – символ этой профессии.

Так что наша попытка истолковать саламандру не чрез политический, а через культурный контекст, как признак приближения антиутопии в духе Фаренгейта-450, была не вполне удачной. Хотя как сказать! Не успели просохнуть электронные пиксели на странице журнала, как из Нью-Йорка пришла новость, почти дословно повторяющая разъяснения брандмейстера из романа Бредбери о политике политкорректности. Департамент образования Нью-Йорка запретил использовать в школах ряд слов, включая «день рождения», якобы способных травмировать представителей меньшинств. Так что волшебная сила искусства воплощает в реальность все возможные толкования пророческих романов, только вот Бредбери писал про Америку, поэтому и пророчество там реализовалось, а не у нас. Нам и своих политиков-фокусников хватает.

Вернемся, однако, к указаниям на сроки возможных событий. Слово «полночь» прозвучало в финале 13 главы после указания на новолуние: сначала луна была по ночам, а затем ушла. Майское полнолуние в этом году выпадает на 6 мая, аккурат к важнейшему политическому событию. До этого новолуние будет 21 апреля, а майское новолуние уже выйдет за границы четвертого месяца после средины января.

Ну и, наконец, вернемся к большим планам Мастера, собиравшегося объехать весь земной шар. Спрашивается, какое отношение эти планы имеют к апокалиптической полночи?

Во-первых, большие планы в контексте всей символики Романа однозначно соотносятся с планами на ближайшую тысячу лет, о которых шла речь в первой главе. В другой книге, Откровении Иоанна Богослова этот план назван иначе – Книгой Жизни. Воланд лишь немного приоткрыл часть этого плана Берлиозу, и в параллельном сюжете 23 главы, но чуть позже напомнит об этом его голове. Таким образом, речь в этом контексте не может идти о банальном кругосветном круизе, и нам следует найти в Романе или в первоисточнике (Новом Завете) соответствующую часть этих больших планов. Это слово упомянуто в множественном числе, поэтому речь, скорее, о пророчествах (планах на две тысячи лет), содержащихся в Евангелиях:

«Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", -- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", -- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы»./Мф 24,26-28/

Другой символики, относящейся к кругосветному движению, от края до края Земли, ни в Новом Завете, ни в самом Романе не замечено. Следовательно, в Романе речь идет об уточнении больших планов. Речь вовсе не идет о географическом, буквальном в смысле охвате физической поверхности Земли для исполнения пророчества. Чтобы все и всюду увидели, самому вполне достаточно видеть небольшую часть земного шара, но при этом пребывать в клинике, то есть по нашему истолкованию – в виртуальном информационном пространстве. Но и то верно, что и в оригинальном пророчестве речь идет о молнии, электрическом носителе символики, исходящем откуда-то с Востока. Без трупа барона Майгеля исполнение пророчества тоже будет не полным, а что касается орлов, то один из них нами уже опознан – Азазелло, а другие – это, видимо, молодые люди, похожие на него.

Осталось понять, что же за летний плющ на балконе нам обещает Прасковья Федоровна? Еще в «MMIX» мы выяснили, что речь идет о Пятнице с большой буквы, да еще и божественного происхождения, то есть о Страстной Пятнице. Обещания этой Пятницы-Прасковьи – это то же самое, что и пророчества Евангелий. Среди этих притч о втором пришествии есть и иносказание, уподобляющее Царство Небесное растению – горчичному зерну, посеянному в весеннюю землю. «Вот лето идет к нам, … как обещает Прасковья Федоровна» – это пересказ иносказания о втором пришествии и наступлении на Земле гармонической эпохи. А что касается балкона, то это указание на то, где прорастет это зерно - в коллективном бессознательном, а не в сознательной части личности.

Если уж на то пошло, то совпадение Страстной Пятницы с 13-м числом, как это было изначально в священном иудейском календаре, более значимо, чем театральные постановки в храме. Впрочем, для тех, кто радуется «знамению» о том, что жених в этом году не придет, все эти совпадения и иносказания заведомо не интересны. Поэтому у тех, кто интересуется всеми этими подробностями хотя бы только как литературоведческими изысканиями, шансов на спасение души больше. Они хотя бы бодрствуют, если не верят, а значит могут в последний момент успеть обратиться.

Продолжение следует



Tags: Булгаков, ММ, притча, прогноз, символика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments