oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Бал!-19. Ещё раз: «Так кто же ты?»

Любопытные вопросы возникают по ходу пьесы – уж не про свою ли новую книгу толкует толкователь? И кто у нас Воланд в таком случае? Поэтому еще раз повторю из «MMIX» некоторые главные выводы и толкования на этот счет.



Не только Воланд, но и все герои Романа олицетворяют духовные ипостаси, а не личности. При этом личности всех людей являются тем полем, в котором действуют и борются эти внутренние субъекты. Не во всех личностях проявляется каждый из них, но все духи (и души – женские ипостаси) проявляются в личностях и взаимодействуют через них, определяя границы и взаимосвязи больших сообществ – профессиональных (мужские аватары) или локальных (женские). Например, Гелла – это душа сообщества местных СМИ, а «жирный кот» Бегемот – дух сообщества олигархов. Оттого между ними такая милая брань. Впрочем, все эти духи и душки, как правило, имеют свое воплощение в лице неформального лидера сообщества. Скажем, фамилия Черномырдин вам ничего не говорит? А звание лучшего шута всех времен и народов? И уж точно Виктор Степанович был неформальных лидером сообщества постсоветских олигархов. Или тот же Е.Гайдар как временный лидер народившейся финансовой олигархии – разве не «наглый котяра»?

В библейской символике, особенно в антропологии Ап.Павла много сета уделено отношениям «мужа» и «жены», то есть духовной и душевной ипостасей личности. Так что если в булгаковском Романе сказано, что у кого-то «нет жены», это означает, что сей дух не имеет локального воплощения в виде конкретных личностей. Так, в 29 главе Бегемот сообщает зачем-то, что у него нет жены. «Ах, мессир, моя  жена, если б только она у  меня была, двадцать раз рисковала остаться  вдовой! Но, к счастью, мессир, я  не женат, и скажу вам  прямо - счастлив, что не женат».

Для тех, кто говорит языками, то есть владеет библейской символикой, этот странный пассаж Бегемота прочитывается легко и однозначно: на этой фазе развития новой науки об общества и соответствующей общественной практики не будет никаких локальных сообществ олигархов, а значит и самих олигархов, банкиров, нуворишек. Но это не значит, что не будут востребованы экономические и финансовые знания и технологии. Наоборот, их широкое развитие и распространение послужит счастью людей.

Что касается Воланда, то он сообщает о своем «гражданском состоянии» в 3 главе: «А вы одни приехали или с супругой? - Один, один, я всегда один, - горько ответил профессор».

Здесь тоже толковать долго не приходится: библейская единица – это символ истины, божественной ипостаси, Творческого духа истории. А отсутствие жены – это точное указание на то, что никаких божественных личностей или тем более локальных сообществ нет и никогда не было. Между прочим, Булгакову с такой трактовкой нужно было куда более опасаться клерикалов и оккультистов, нежели атеистов.

Похоже все дел в том, что Воланд в иерархии духов и прочих ипостасей личности находится много выше, и проявляется себя с помощью духов больших профессиональных (идеологических) сообществ так же, как те проявляют себя через локальные «душевные» сообщества, а те – через личности. Поэтому творческий дух не присутствует в личностях постоянно, и тем более не определяет характер обыденной личности, не делает ее святой (скорее, наоборот – отбирает у нее энергию вплоть до состояния юродства). Но периодически он проявляется в той или иной личности, когда нужно сменить «версию» той или иной духовной ипостаси. Точно так же как ОС компьютера, притаившаяся в фоновом режиме, вступает в действие при перезагрузке прикладных программ.

Согласитесь, если множество личностей большого профессионального сообщества загружено версией духовной ипостаси, которую следует обновить, то проще сделать это в рамках одной личности, протестировать, а уже потом распространять на прочие. Так что для этой самой цели Творческий дух посещает регулярно города, являющиеся центрами той или иной профессии, по случаю чего там происходит бал, то есть система переходит в кризисный, нерабочий режим. Ведь и вас на компьютере для перезагрузки версии браузера или иной рабочей программы требуется закрыть все программы. Соответственно, только на этот период Воланд ангажирует временную жену в лице локального культурного сообщества, потому ее имя всегда Маргарита.

Однако, следует заметить, что кроме ежегодных карнавалов в разных городах, раз в пару тысяч лет требуется обновление не только основных рабочих программ, но и ОС – операционного субъекта Истории, он же Творческий дух, он же Воланд, он же Иисус. Для этого и нужен не просто бал, а Великий Бал у Сатаны. Причем сатана, как и на прошлом балу «апрельского полнолуния», играет служебную роль для демобилизации работающих «программ»-ипостасей и последующей перезагрузки в момент великого выхода Воланда. Замечу, что при перезагрузке самой ОС служебные программы сами по себе не меняются, но подчиняются некоторому новому порядку. Поэтому в самом начале 24 главы, сразу после «перезагрузки» внешне ничего не меняется: «В спальне Воланда все оказалось, как было до бала».

Собственно, эта «перезагрузка» операционного субъекта символически отражена в финале 23 главы как внезапная смена одежды (и обуви): «Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». 

Собственно, из вышеизложенного понимания и вытекает ответ на заданный одним из читателей вопрос о связи Воланда с авторами книг. Разумеется, каждую достойную книгу диктует некий профессиональный, служебный дух, которого в свою очередь может направлять вышестоящий надличный Творческий дух. Так же как беллетристику, публицистику, блоги и заметки диктует душа локального сообщества.

Только вот судить, насколько дух той или иной книги творческий или нет, дано не авторам, а читателям, проявляющим интерес. Будут отклики, значит интересно. Не будет откликов, тоже еще не все потеряно. Вон, кодексы Леонардо своего читателя лишь через четыре века нашли.

И вообще, Творческий дух незримо присутствует в каждой личности, но не во всех случаях имеет возможность себя проявить. Хотя бы потому, что кроме небольшого числа философов обществу нужны многие читатели, тратящие свою духовную на многие другие не менее важные дела – воспитание детей, лечение больных, составление учебников, заботу о животных и о деревьях, цветах, пчелах и многом другом, составляющем Жизнь. Но если, читая достойные книги, Вы чувствуете душевный подъем и проявляете понимание, то это тоже невозможно без участия Творческого духа.



Не следует путать не только духовные ипостаси – героев Романа с земными людьми, но и виртуальное пространство Романа с реальной Москвой. Они взаимосвязаны, как связана телевизионная картинка с объектом, но не тождественны. Поэтому пустое пространство в центре – это медийная проекция опустевших улиц и площадей, символически действующих на ипостаси личности. Соответственно, когда Воланд выходит в центр этого виртуального пространства, речь не идет о реальном Кремле или Красной площади, а только о восприятии многих людей. Но не всех, а только тех, кто и до того был сопричастен Творческому духу.

Продолжение следует

Tags: Булгаков, ММ, притча, символика
Subscribe

  • Мартовский обзор (5)

    (начало) Уже не раз было сказано, что в наше время доминирующими были и остаются финансово-политические процессы. Всё остальное – локальные…

  • Мартовский обзор (1)

    Март нынче затяжной, с китайского нового года и до майских, так что и спешить с обзором некуда, будем не спеша проводить рекогносцировку. Опять же…

  • Масленичный обзор за февраль

    Ну, за Дарвина! Нынешний февраль почти весь уместился между двумя новостями – о карантине в Китае по поводу «коронавируса» и о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments