oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Дон Иван (6) "Серебряный век"

Имеет право на жизнь и другое истолкование имени Астрова во всемирном контексте. В этом случае имя указывает на самого известного русского, архангельского Михаила – Ломоносова, а отчество отсылает к имперскому Льву. Поскольку, как мы выяснили в еще одном исследовании «Код Майя – MMXII», родительским сообществом для современной Науки является глобальное торгово-финансовое сословие. От древних пирамид и сфинксов его исконный символ – «жирный кот», а уж в мировом масштабе этот символ вырос до Льва, обустроившего себе логово за защитой Ла-Манша. 


Получается, что по «донжуанской линии» дядя Ваня и Астров – тоже не очень дальняя родня. Это самое общее родство и определяет тот факт, что фазы развития Науки как мирового сообщества совпадают с фазами развития финансовой системы. Поэтому и хищный либеральный дух наживы, и рациональный дух познания ходят всюду неразлучной парой, по крайней мере, в последние четыреста лет.

Но даже хищный кошачий нрав в разных условиях проявляется по-разному. Бездомный Дон Жуан рыщет, аки лев, ищет поживы на всех меридианах, но поближе к брешам в имперской казне. А его русский родственник имеет, скорее, повадки домашнего кота, защищая от посягательств лишь свою свободу быть при всех делах и иметь свою законную долю еды, ласки и признания. И еще можно заметить, что одно из главных занятий Ивана Петровича – именно что подведение балансов хозяйства, как и у всех дворян, воспользовавшихся вольностями для обустройства имений.

Но, между прочим, из этого вольного дворянства и вышел «золотой» XIX век русской культуры. А уже из его плодов в конце века проросли побеги «Серебряного века». По поводу точной даты его наступления можно спорить, но нельзя отрицать связь с модерном, который в свою очередь вдохновлен вполне определенной фазой большой эпохи Прогресса. И насчет сроков наступления этой 20-летней модерновой фазы у нас есть точные сведения не только из календаря майя, но из собственного анализа смены психологической установки в научном сообществе, случившейся в 1894 году.

В самых общих чертах эта смена установки заключалась в том, что на смену практическим трудам отдельных ученых приходит активное внедрение этих практических трудов в экономическую и культурную жизнь. Так, в России на основе предшествующих работ Д.Менделеева, его исследования о таможенном тарифе начинается активная работа министерства С.Витте. В США на основе патентов Н.Теслы в 1984 году строится первая Ниагарская ГЭС. Другой не менее знаковый старт – на основе рецепта, разработанного одним практичным фармацевтом, возникает корпорация «Кока-кола». Смена культурной установки проявляется даже в таких непрактичных, но очень модных сферах науки как археология. По итогам работы немногих ученых на раскопках в Олимпии в 1894 году рождается еще одна всемирно известная корпорация – Международный Олимпийский комитет.

Так что к моменту написания пьесы в 1896 году фигура доктора Астрова, в одиночку тянущего лямку практической работы в своем опытном хозяйстве, очень даже точно отражает установку ушедшего 20-летия. В той же степени эту смену фаз развития отражает и бурная активизация практичного управляющего Войницкого. Однако в российском варианте его активность порождена весьма спорными финансовыми реформами, задуманными виднейшим представителем науки, можно сказать воплощением академического духа. Вот и еще одно совпадение с сюжетом пьесы.

При этом сама смена установки культурной элиты предваряется глубоким кризисом академического сообщества. Считается, что в 1880-х фундаментальные естественные науки достигли предела возможного, и осталось объяснить всего пару нестыковок в опытах. Так что на первый план выходят вопросы внедрения научных открытий и методик в экономическую и культурную практику. А это означает новую роль академического сообщества, преодолевшего кризис. Отбытие профессора Серебрякова в столицу как раз этот самый момент иллюстрирует: «надо,  господа, дело делать! Надо дело делать! (Общий поклон.)»

Надеюсь, насчет скрытого значения фамилии этого вовсе не отрицательного героя теперь нет никаких сомнений. Даже если знать, что «Серебряный век» получил свое название много позже, будьте уверены: в тысячелетнем воландовском «плане» этот период уже был обозначен серебряным цветом. И для автора пьесы это было интуитивно очевидным.

Смена психологической установки особенно заметна в сообществе Науки, но имеет силу для всей культурной элиты, в том числе и для А.П.Чехова. Предшествующий кризис завершается вместе с индивидуальной практической работой над «Островом» в 1994-95 году. А дальше на этой основе следует вполне практическое и масштабное общественное дело создания модернового русского театра. С вовлечением в этот круговорот будущих создателей МХТа, в том числе и главного архитектора московского модерна Ф.Шехтеля.

Так что сюжет пьесы отражает не только «историю души» самого Чехова, но и исторический сюжет смены фаз развития в масштабе всей культурной элиты, и не только российской. То есть в пьесе отражена история духовного рождения «Серебряного века».

Продолжение следует



Tags: Дядя Ваня, Чехов, анализ, историософия, культура, притча, символика
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments