oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

Средисловие

Проблема не в том, что делать и куда двигаться. С этим всё абсолютно понятно: продолжать уже начатое исследование, весьма плодотворное. Каждый этап, каждая новая книга или эссе приносит новые открытия. Например, эссе про «Дядю Ваню» совсем неожиданно даже для меня прояснило структуру взаимодействия между Творческим духом и социумом через личность гения и его экклесию. Так что нужно продвигаться и дальше по всем уже начатым направлениям.

Вопрос не в том, что делать, а как делать, как правильно выбрать форму общения с читателем, то есть и с самим собой тоже. Классически строгая форма научной монографии дает возможность систематизировать уже найденные подходы, открытия, уточнять модель и отточить методы. Но это скорее для самого себя, найти читателя для таких книг в наше время клипового сознания затруднительно. Разве что лет через сто или двести. Но все же четвертая часть большой книги – «Метод» необходима. А поскольку методы исследования требуют конкретных примеров, то эти примеры исторических параллелей и «меридианов» можно в популярном изложении пересказать и в своём журнале. Например, актуальная политика в стереоскопическом аналитическом сравнении с петровской культурной революцией или похожим периодом французских революций будет выглядеть не так плоско и пошло, как в телевизоре или блогосфере.

Для новых открытий, однако, более плодотворной является форма философского эссе и новейшая форма философического квеста, как «Код Майя – MMXII». Мне они удобны для размышлений, развития тех или иных линий. И еще создают иллюзию массовой аудитории, необходимую для мотивации. Но именно поэтому продолжение философского квеста в более отдаленные эпохи не может идти в такой же форме. «Код Майя» и так был на грани, а порою за гранью приемлемой для современных читателей сложности. Хотя там были использованы только известные по школьной программе, популярным книгам и Википедии факты. А если нырять в большую алхимическую эпоху XIII-XVI веков, то впору и самому запутаться в дебрях позднесредневекового Зазеркалья.

Поэтому не только можно, но нужно обратить внимание на противоположную тенденцию. По мере накопления открытий (закономерностей развития в рамках единой модели) горы фактов имеют свойство сами собой выстраиваться вдоль «силовых» линий. И мне самому, и читателю проще воспринимать системные описания отдельных эпох. Например, эссе про Чехова, содержательно более сложное, чем про «Солярис» пишется и читается намного легче, почти без запинок. 

Сам собой напрашивается вывод, разрешающий противоречие между сложностью исследования и простотой восприятия. Нужно всего лишь продолжить удавшийся опыт культурно-исторических эссе. Поэтому философический квест по великой алхимической эпохе обязательно будет. Он обязательно будет основан на параллелях с великой естественнонаучной эпохой. Но по форме это будет сборник культурно-исторических эссе. И де факто эссе про «Дядю Ваню» станет частью этого большого квеста, как только будет написано «параллельное» эссе о такой же эпохе на 400 лет ранее, то есть о рубеже между ранним и высоким Возрождением. Это и есть тема следующего эссе.

Это значит, что предисловие к будущему сборнику эссе писать поздно. Первое эссе уже написано. Время для послесловия еще настанет не скоро. Поэтому и пришлось назвать «средисловие».

А ещё, кажется, пришло время, когда и массовая аудитория способна воспринять хотя бы отдельные мысли, «зёрна» новой исторической философии. Так что вполне можно начать серию художественных книг в популярных жанрах. Признаюсь, что последние два месяца этим и занимался, первой книгой. Надеюсь скоро издать (стучу по дереву).

Кстати, если продолжить истолкование булгаковского Романа на 24 главу, то там как раз не только героиня, но и все укрепляются духом (spirit) из стопок, а также вкушают зерна духовного смысла под видом черной икры. Но между прочим слово стопка встречается в Романе и в смысле рукописи, стопки листов. А по правилам толкования это значение переносится и в другие ситуации.

Tags: Булгаков, ММ, историософия, лытдыбр
Subscribe

  • Тысячелетие вокруг Балтики (41)

    41. Приокские параллели (начало, предыд.) Прояснив для себя хотя бы немного ситуацию в восточной ордынской ветви, можно переходить к…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (40)

    40. Самарканд как ордынский Владимир (начало, предыд.) Определимся, куда и как двигаться дальше в нашем квесте? Хорошо бы начать сравнительный…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (39)

    39. Вторая пара параллелей для 3 стадии (начало, предыд.) Проверим на германской фактографии найденные закономерности эволюции западной и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments