oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

Повторение пройденного (3)

К главе 3 «От эректусов к сапиенсам»:

Обозрение дальнейших этапов антропогенеза уходит от вопросов о причинах и механизмах видообразования, перехода от H.erectus к H.antecessor, а от него к гейдельбергскому человеку, неандертальцам и сапиенсам. Хотя сама постановка вопроса напрашивается хотя бы в такой форме: Почему в Азии и Европе экспансия видов не привела к видообразованию? Максимум, что могло быть - формирование географически обусловленных рас. И почему в Африке процесс видообразования, совершенствования человека продолжал идти. А.Марков называет большую плотность населения, но это лишь возможное условие и фактор, способствующий регулярным экологическим кризисам, но не непосредственная причина тех или иных изменений.


Впрочем, в качестве возможного глобального фактора, предшествовавшего второй волне расселения сапиенсов, называется катастрофическое извержение вулкана Тобы на Суматре 74 тыс.лет назад. Как минимум, этот глобальный экологический кризис мог расчистить сапиенсам путь на восток от конкурентов. Но и сами сапиенсы прошли через «бутылочное горлышко» кризиса и критическую численность порядка 10-20 тыс.

Не имея возможности искать причины и механизмы, исследователи, а с ними и обозреватель вынуждены сосредоточиться на иных тоже важных направлениях. Прежде всего, это нахождение и датировка путей миграции и периодов экспансии новых видов, в том числе путем сопоставления археологических и генетических исследований.

Здесь в 3 главе А.Марков разъясняет важнейший и популярный факт генетической палеоантропологии – существование так называемой «митохондриальной Евы», а также «Y-хромосомного Адама». Я тоже считаю, что любому культурному человеку нужно знать и сами эти факты их правильную интерпретацию.

У всех H.sapiens все мтДНК, то есть часть генома, локализованная в митохондриях и передаваемая только по линии материнской яйцеклетки, одинаковы и восходят к одной единственной женщине, жившей в Восточной Африке где-то 160-200 тыс.лет. И точно так же все Y-хромосомы, передаваемые только по мужской линии, восходят к одному мужчине жившему примерно там же и тогда же. Но!!!

Из этого строго установленного генетиками факта вовсе не вытекает, что все мы потомки единственной женщины и единственного мужчины. Просто по мере смены многих поколений статистическая закономерность ведет к потере разнообразия именно таких участков генома, передаваемых лишь по одной из двух родительских линий. Все остальные участки генома, передаваемые по обеим линиям, свидетельствуют, что таких предков было много, и геномы многократно перемешивались, в том числе и с геномами иных видов Homo – эректусов, неандертальцев.

Это о том, что нам знать обязательно. Но в 3 главе есть и такие выводы, без которых можно было бы обойтись в обзоре: «Историк Б.Ф.Поршнев полагал, что эректусы делали свои орудия бессознательно, инстинктивно. В свете того, что мы знаем сегодня о поведении приматов, эту гипотезу можно смело отвергнуть. Даже умение колоть орехи камнями у шимпанзе не может стать инстинктивным – оно сохраняется в ряду поколений как культурная традиция, и каждой обезьяне приходится долго учиться этому искусству, подражая старшим. Несомненно, мастерство изготовления каменных орудий – и олдувайских, и ашельских – тоже было культурной традицией, знанием, передававшимся путем обучения и подражания».

Будем считать, что этот неосмотрительный пассаж продиктован вынужденной спешкой при подготовке обзора, и только поэтому А.Марков не вдумался в свои слова. Дело хотя бы в том, что, например, для охоты кошачьих на копытных тоже нужно некое мастерство, и каждому котенку «приходится долго учиться этому искусству, подражая старшим». Хотя в основе этого мастерства лежит один из базовых инстинктов. Уже этот контрпример лишает смысла львиную долю критического заряда.

Кроме того, в основе многих культурных традиций, например, приготовления пищи или изготовления одежды тоже лежат превращенные базовые инстинкты и стимулы. Опять же говорить о сознательной деятельности в отношении эректусов уже можно, но обработка камней началась еще при австралопитеках 2,6 млн лет назад, а их использование для обработки деревянных артефактов, дубинок – как минимум, при ардипитеках 5,5 млн лет назад. В этих случаях говорить о сознательной деятельности нет никакой возможности, хотя передача «протокультурной традиции» путем подражания младших старшим была.

Еще раз повторим, в отношении ардипитеков, австралопитеков, да и переходных форм пралюдей недопустимо объяснять их протокультурную «трудовую» активность внутренними интровертными стимулами, идейными соображениями. Только инстинкты, пусть даже сложно преломленные. Мы в нашей реконструкции достаточно доходчиво показали и увидели механизм переноса сексуального инстинкта в порядке «реакции на отсутствие» на деревянные, а потом и каменные артефакты. По своей инстинктивной сути – это депрессивная психологическая мастурбация, как у примитивных деградировавших особей человека, содержащихся в психлечебницах.

И профессор Поршнев именно в этой своей констатации абсолютно прав. Он не прав, как и многие другие теоретики, в том, что один из третичных или даже более дальних признаков и результатов антропогенеза ставит на место его первопричины. Каннибализм – это даже не итог, а всего лишь побочный эффект антропогенеза. Что же касаемо так называемой «суггестии», то эмоциональное воздействие междометиями на родичей есть и у шимпанзе. Но вот суггестия, подкрепленная каменным топором, как «доброе слово и пистолет», намного более действенны и эффективны для продвижения антропогенеза. В общем, исходные посылки неверны, а выводы встречаются очень даже правильные. Своего рода «каша из топора».

Тем не менее, в других случаях вполне уместна и справедлива критика А.Марковым европоцентризма теоретиков или подспудно расистских воззрений на «качество генов» как причину прогресса. Полностью поддерживаю.


В разделе «Первые европейцы» говорится о первой известной стоянке H.antecessor в пещере в северной Испании, возрастом 1,1 млн лет. Это были первые достоверно известные науке каннибалы. Эти умелые охотники предшествовали неандертальцам. Плюс к этому сообщается о находке следов ашельской культуры еще севернее, в Британии возрастом 500 тыс.лет. В общем-то и все.

Чтобы не оставлять вопрос о первых европейцах столь бедно освещенным, зададим себе пару вопросов. Например, такой: Почему в Европе расселялись преимущественно охотники-мясоеды, лишь эпизодически переходящие на растительную диету? И почему именно в Европе традиции людоедства были так сильны испокон веков? Что делало первых и последующих европейцев агрессивными по отношению к сородичам? И почему первая волна всеядных сапиенсов, двинувшаяся через западную Азию к Европе не дошла? И всеядные эректусы тоже повернули отсюда на восток.

Возможно, существует природный фактор, который отвечает за все эти вопросы. Так, одной из известных особенностей северной части Ойкумены является произрастание пшеницы и других злаков. В южноевропейском климате периодически складываются условия – прохладные и влажные лета – для всплеска заражения злаков спорыньей. В этом случае популяции, привыкшие к смешанной диете, забредая в изобильные, но опасные экологические ниши, с той же регулярностью погибали, кроме завзятых охотников и мясоедов.

В разделе «Жизнь вокруг очага» говорится о двуединой структуре «жилого сектора» гейдельбергского человека, обитавшего 750-790 тыс.лет назад на стоянке возле Мертвого моря. Стоянка разделена на «кухню» вокруг очага и на «мастерскую» без огня, между которыми пустое расстояние 5-6 метров, при этом люди у огня и люди у берега пользуются разными типами орудий и едят разную еду. Вряд ли такое разделение имело бы место, если бы они ходили туда-сюда, скорее – у каждого был свой круг общения.

Само по себе такое разделение ничего не доказывает, но оно соответствует структуре двуединого сообщества после относительно мирного воссоединения мужской и женской части  в конце пятого этапа антропогенеза. Если бы такого разделения на две части не было обнаружено, то это ставило под сомнение всю реконструкцию.

В разделе «Три дырявые ракушки и начало "подлинно человеческой" культуры» отмечен важный факт: вторая волна экспансии сапиенсов вдоль берегов Индийского океана отмечена характерными кучами ракушек, свидетельство пристрастия к морепродуктами. Если учесть, что первая волна расселения в Западную Азию заглохла 130 тыс.лет назад без результатов, то косвенно подтверждается необходимость баланса двуединой природы прачеловеческой стаи для достижения рывков в развитии.

Первые известные сугубо культурные артефакты без видимой утилитарной цели – это две продырявленные ракушки от сапиенсов первой волны расселения, живших в пещере на средиземноморском берегу «земли обетованной» в период 130-100 тыс.лет назад. И еще одна такая же ракушка с побережья Алжира. Кроме самого факта находок, ничего более исследователи о них сказать не могут. А мы, пожалуй, сможем.

На шестом этапе в нашей психолого-исторической реконструкции антропогенеза высокий статус верховной жрицы и лидера женской части первочеловеческого рода вынужденно дополняется ее привязыванием «на цепь», пока мужская часть рода охотится. При этом привязь (лианы или сушеные шкуры змей) продевалась сквозь отверстия проткнутые в теле – ухо, ноздри, складки кожи. (Отсюда культурные традиции пирсинга). На каком-то этапе развития эта протокультурная традиция потеряла свой изначальный смысл сдерживания агрессии бывших «русалок» и будущих «амазонок». Тем более что в ходе расселения такие привычки не могли не быть утеряны, но память о них осталась, в том числе как о признаке высокого статуса жриц с проткнутой раковиной уха и т.п. Так что украшение в виде кожаной ленты с проткнутой ракушкой вполне могло возродиться. А вот без предшествующей культурной предыстории этот нелегкий и тонкий труд по их изготовлению не имел бы никакого символического смысла.

Наличие первоисточника в культурной памяти сапиенсов подтверждается и тем, что на другом, южном конце Африки тоже вскоре после извержения Тобы начали делать похожие украшения – целые ожерелья из ракушек строго определенного цвета и размера.

Там же были найдены свидетельства двух достаточно высоких культур (стилбейская и ховьесонс). Первая проявилась около 71900 лет назад и была менее тысячи лет. После долгого перерыва примерно там же около 64800 лет назад возникла вторая культура и просуществовала примерно 5300 лет.

Этот конкретный доисторический пример позволяет нам указать на общую закономерность развития через фазы Подъем-Надлом-Гармонизация, в которых бывает два культурных пика в конце Подъема и Надлома, причем второй пик держится дольше и снижается плавнее. Возможно, не только южноафриканские культуры СБ и ХП, но и две волны расселения сапиенсов также связаны с двумя пиками культурного подъема. И все остальные этапы антропогенеза также проходят аналогичные пики развития. Мы уже часть из них называли, а часть названа в обзоре. Так, развитие навыков коллективной охоты начинается с пика Подъема и первой экспансии в саванну, но затем выдыхается, и только на следующем культурном пике в конце Надлома становится развитой традицией. То же самое и с обработкой камней, и с приручением огня.

Впрочем, то же самое можно проследить и исторических процессах, в том числе новейших. Античный пик культурного развития сменяется надломом средних веков, и вновь культура на тот же уровень выходит лишь в 19-м веке. После первого пика высокого Возрождения наступают времена маньеристов и торгашей, после великих открытий – колониальные войны и разрушения, и следующий пик европейской культуры – в 19 веке. Так же и культура российской цивилизации испытала свой пик Подъема и векового расцвета в 19 веке, затем глубокий надлом с милитаристским кулоном, и лишь сейчас выходит из надлома на траекторию нового подъема.

Впрочем, вернемся к нашим питекантропам.

Продолжение следует



Tags: Марков, антропогенез, психоистория, рецензия, теория
Subscribe

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments