oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

Повторение пройденного (7)

К главе 7 «Происхождение человека и половой отбор»:

Как отмечает А.Марков, повторить верхнепалеолитические технологии обработки камня и кости современному человеку не под силу. Видимо, нужны поиски и обучение на протяжении сотен поколений. Именно такие технологии ориньякской культуры отличают европейских сапиенсов не только от неандертальцев, но и ранних сапиенсов из Африки.

Древнейшая статуэтка палеолитической Венеры найдена в пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии. Ее возраст около 40 тыс. лет. И рядом найдена самая древняя костяная флейта. При этом неандертальцы покинули пещеру задолго до ее заселения сапиенсами. Тоже пока не объясненный факт, как и мотивация создания произведений искусства.


Наиболее близким к человеческому искусству феноменом в живой природе является красочная или звучная демонстрация животными своих возможностей в период брачного ухаживания. Появление этих внешних признаков и сложных инстинктов в ходе эволюции, очевидно, определяется половым отбором, то есть инстинктивной готовностью выбирать половых партнеров по внешним признакам, свидетельствующим об их здоровье, силе и ловкости. К этому добавляется «социальный контроль» со стороны конкурентов, всегда готовых оспорить внешние признаки скрытых внутренних качеств реальным состязанием. Шалашники пробуют разорить красоту гнезда соперника, черные коршуны сообща нападают на дерзких обладателей «белых флагов», олени проверяют крепость ветвистых рогов и та далее. Почти вся 7 глава посвящена именно этим феноменам из животного мира, а гипотетические проекции на человеческую культуру предполагаются.

Однако, в том то и дело, что половой отбор может объяснить происхождение тех или иных признаков у животных предков гоминид, но с началом антропогенеза он больше не действует или действует совсем не так. В этом же обзоре предполагается, что для самок ардипитеков самые клыкастые и физически крепкие особи вовсе не были желанными. А все потому, что разрыв замкнутого кольца инстинктов мог произойти и произошел только в отношении полового инстинкта, наименее важного для выживания особи и стаи здесь и сейчас. Поэтому в стаях и племенах гоминид половой отбор не действует или работает от обратного. И только, когда по ходу диалектического развития через надлом произойдет «отрицание отрицания», на новом уровне развития произойдет возвращение феномена, сходного с половым отбором в первоначальной стае.

Но сначала отметим, что приведенные в обзоре описания сексуальных отношений в стаях шимпанзе и бонобо отчасти проливают свет на нравы в стае пралюдей в момент проявления «фактора Х», то есть первичного признака девственности. По-видимому, в стае общих предков, как и у шимпанзе, была очень сильная конкуренция между самками за первенство, но вместе с тем и коллективный «социальный контроль» самых сильных самок над порядком половых отправлений. В таких условиях фактор полового отбора очень хорошо объясняет первенство самцов с наиболее крупными половыми органами и потенцией. Ведь это предполагает не менее мощное кровообращение, питающее и мозг тоже. Следовательно, стая с таким вожаком будет иметь преимущество в выживании.[1]

Однако, после «страшного происшествия» и испытанного стаей стресса половой отбор ушел сначала на второй план, а потом и дальше. Точнее даже, все прежние предпочтения стали прочно ассоциироваться со стрессом и страхом, и половой отбор стал отрицать все прежние факторы. Поэтому в сообществе «юных девственниц» на место строгого ригоризма и постоянных склок самок пришла игровая солидарность и полная свобода нравов, которые за счет «эволюционной петли» стали достоянием бонобо.

Тут будет уместно раскритиковать изложенный в обзоре подход к анализу мотивов и поведения самок шимпанзе, их криков при спаривании: «Весьма эффективный способ предотвращения инфантицида – убедить самца, что детеныши от него. Если убедить невозможно – хотя бы заронить сомнение»[2]. И так далее, и тому подобное.

Как пел в таких случаях поэт: «Ну, вот те раз! Нельзя же так!»

Получается, что шимпанзе вслед за Декартом могут повторить «Cogito ergo sum»?

Уж сколько раз было сказано, и опять придется повторить: проекции человеческого сознания на животную психику недопустимы. Нельзя брать результат антропогенеза и ставить его в начало, и тем более – в побочную ветвь животного вида.

Даже в традиционных сообществах поздних сапиенсов, среди австралийских или американских аборигенов зачастую никто не связывает половой акт с событиями девять месяцев спустя. А шимпанзе и вовсе «мыслят» строго в режиме «здесь и сейчас», хотя и с привлечением прошлых воспоминаний, жизненного опыта. Не только самец, но и самка не связывает коитус с будущими младенцами. Она о них вовсе не задумывается.

Здесь и сейчас самка помнит об острых клыках сильного самца, и потому орет, вырабатывая у него позитивный рефлекс на свой крик. Иначе во время регулярных ссор с товарками, сопровождающихся криками, раздраженные самцы отреагируют на ее крик сугубо негативно и побьют. Но если рядом с местом спаривания здесь и сейчас замечены другие сильные самки, то эта самка предпочтет промолчать, чтобы не получить тумаков немедленно после. И все, никаких иных мотивов не требуется, строго в согласии с «бритвой Оккама».

Признаюсь, после таких грубых ошибок в психологических рассуждениях я настороженно поглядываю на второй том обзора, посвященный психологическим аспектам антропогенеза. Ведь влияние идеологических предпочтений и умозрительных схем на психологов намного сильнее, чем на биологов-эволюционистов.

Тем не менее, ценное указание на половой отбор имеет некоторый смысл. В процессе антропогенеза, на шестом этапе, то есть во времена гейдельбергского человека (примерно от 1 млн до 200 тыс.лет назад)  произошло то самое «отрицание отрицания». Две части первобытного социума, мужская и женская,  заключили временное перемирие и воссоединились на берегу, пусть даже держась немного порознь в отдалении 5-6 метров, как на стоянке у берега Мертвого моря.

Тем не менее, внутренняя невротическая напряженность в стае оставалась очень высокой, и ее нужно было регулярно снимать в ходе самых первобытных мистерий – в ходе совокупления верховной жрицы с вожаком мужской части. Но для этого мужчины должны были доказать, что они не чужие, а являются сыновьями и братьями жрицы – повелительницы змей и птиц. То есть нужно было вернуться через лунный месяц с охоты с трофеями – живыми или мертвыми. Иначе «медуза горгона» обязана была отвязаться в прямом смысле этого слова, и во главе таких же фурий жестоко отмстить за обман ожиданий.

Собственно, этот превращенный фактор полового отбора, дополненный смертельной угрозой и стал двигателем культурного прогресса, причем не только навыков и орудий ловцов и охотников. На крайний случай вместо живого или убитого трофея вместе с песней – рассказом об охоте можно предъявить сначала окрашенный охрой камень, выдав его за буйвола. А потом, по мере развития техники искусного обмана и вовсе расписать стены пещеры сценами охоты. Тем более что зрительницы к концу шестой стадии антропогенеза сами были потомками таких же поэтов и художников, и были только рады обманываться.

Поэтому, да, признаем, что связь между животным половым отбором и искусством ранних сапиенсов существует, но она более сложная и опосредованная культурой и первой проторелигией. На шестой стадии антропогенеза такой сложный отбор больше влиял на культурные навыки, но через их посредство на строение руки, развитие отделов головного мозга, отвечающих за тонкие и точные взаимодействия, включая имитацию животных криков и трелей, а также составление связных рассказов или песен.

На этом мы завершим конспект первого обзора, не отвлекаясь на примеры «полового отбора» из современной жизни, поскольку они влияют не на природу человека, а только на развитие культуры.

Продолжение (конспект-2) следует



[1] Это и только это может быть решающим фактором полового отбора, а вовсе не повышенное удовольствие самок, на что кокетливо намекает обозреватель в сноске на с.406, там же.

[2] там же, с.407.




Tags: Марков, антропогенез, психоистория, рецензия, теория
Subscribe

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments