oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

Бочонок мёда (19)

19. Жемчужина

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
Внимательный читатель уже и сам догадался, что после «Весны» многие работы Боттичелли дополняют и раскрывают отдельные моменты в череде «триумфов». Особенно те из них, что предназначены для виллы Лоренцо-младшего. Несомненно, к этому ряду живописных картин «трионфи» относится «Рождение Венеры»:
Sandro_Botticelli_-_La_nascita_di_Venere
Можно ли назвать эту картину эротической? Нет, конечно, для кого-то и такой уровень восприятия и понимания любви – большое достижение на пути взросления. Но мы-то оцениваем с высоты жизненного и культурного опыта. В том-то и заключается гениальность художника, сумевшего обнаженную женскую фигуру сделать контрастной основой к воплощенной идее даже не целомудрия, а платонической небесной любви.
Разумеется, путь к вершинам искусства проходит мимо предшествующих вершин. Целомудренная поза и положение рук боттичелиевой Венеры прямо указывают на античный образец, носящий по совпадению имя «Медичейской Венеры». Сандро мог ее видеть во время работы в Ватикане, а в собрание герцога Тосканского на Вилле Медичи римская копия древне­греческого шедевра попала позднее. Впрочем, античный канон целомудренной эротики мог быть известен и из многих фрагментов скульптур.
Venus_medici_pushkin
Были и другие, сугубо флорентийские источники вдохновения: уже названный фрагмент «Изгнания из Рая» (1426) Фра Анжелико, и знаменитая картина Мазаччо на ту же тему (1427). У последнего особенно выражен контрастный характер эротики и «позы целомудрия», напоминающей о потере, но главная эмоция – это горе от утраты божественной любви. Так что наивысший платонический уровень уже был достигнут и задан старшими флорентийцами, как и сама идея череды «триумфов» - поворотных пунктов в библейской и евангельской истории.
Masaccio_expulsion-1427
Теперь нам будет легче воспринять небанальное истолкование «Рождения Венеры» как аллегорию возвращения, схождения к людям божественной, небесной любви, то есть «конца света» как отрицания момента «изгнания из Рая». Согласитесь, столь прекрасный образ «светопреставления» бесконечно далек от церковных канонов и прочих эзотерических страшилок. Более чем понятно, почему для приближения этого ясного дня художник и его друзья были готовы пожертвовать не только картинами и предметами роскоши для очистительного жертвоприношения. Савонарола пожертвовал жизнью, как и вдохновивший прообраз «гласа вопиющего» Иоанн Предтеча.
Но наверняка найдется еще более внимательный критик, который заметит некоторое противоречие: в сюжете «Весны» образ небесной Афродиты, она же Мировая Душа, она же Невеста Агнца неплохо задрапирован свадебными одеждами, а здесь у нас сходящая с небес Венера абсолютно нага, если не считать волны золотых волос. Ну так и само название картины говорит за себя, что речь идет не об эпохе (сезоне), а только о ключевом моменте перехода от одной исторической эпохи к новой. Собственно, Флора уже держит в руках приготовленное покрывало для невесты.
Трудно судить, насколько глубоко Сандро и другие академики были в курсе тайн библейской символики. Но какие-то значения символики одежды и волос как знаний и мудрости вполне могли воспринять хотя бы из мистического богословия еретика Майстера Экхарта (XIV век), которое во многих моментах перекликалось с учением неоплатоников. В таком случае, золотые волосы – это врожденная, дарованная Богом мудрость. Она совершенна и без внешних одежд земных знаний, добытых опытом и сознанием многих поколений. Но при схождении с небес на землю эта божественная интуиция должна встретить зрелое сознание, украшенное вечными цветами на ткани науки, а не эфемерными эмпирическими знаниями, быстро увядающими как живые цветы.
Как и в сюжете «Весны» недолговечные цветы познания рождаются из объятий нимфы и зефира, духовных ипостасей земной любви и земной власти, они же Эрос и Танатос. Через четыре века эти движущие силы человеческой психики будут вновь переоткрыты психоанализом так же, как философы Возрождения заново переосмыслили античные и библейские мифы.
Композиция «Рождения Венеры» уточняет замысел «Весны» как череды триумфов и эпох. Из сюжета «Весны» не вполне ясно соотношение движущих сил каждой эпохи. То есть для автора это, наверняка, было ясно: раз каждая эпоха представлена не отдельной «картой», а вместе с другими на одном полотне, то и каждая из духовных ипостасей имеет свое участие в каждой эпохе. Но в своей эпохе они по очереди доминируют – как страх смерти, инстинкт самосохранения в доисторическую эпоху, земная любовь – в библейское время, а целомудрие – в христианскую эпоху. Но и все надличные, божественные ипостаси незримо присутствуют в божественном замысле, терпеливо наблюдая и помогая силой интуиции трем земным ипостасям личности. В этом смысле «Весна» - это еще и наглядная картина развития человеческой психики, намного более понятная, чем все до сих пор созданные психологические учения.
Присутствие в «Рождении» всех трех земных ипостасей, олицетворяющих предшествующие эпохи, указывает на необходимость полноты присутствия и примирения всех несовершенных духовных ипостасей в создании гармонического баланса трех сил. Земная любовь (Эрос) поддерживает и направляет энергию Танатоса (он же инстинкт земной власти, страх смерти, Сатана и еще много имен). Из этого столкновения страстей рождается эмпирический опыт (цветы) и общее направление движения к целомудрию, опирающемуся на веру (символ земли).
Духовные чувства Надежды, Любви и Веры в библейской символике изображаются стихиями (платоническими элементами), соответственно, воды, воздуха и земли. Еще один элемент – огонь как символ божественной энергии мы уже обсуждали. На картине этот божественный огнь представлен золотом волос Венеры. А все три земные стихии – вода, воздух и земля находятся в гармоничном композиционном равновесии, как и фигуры вокруг Венеры. Этот баланс земных стихий и сил – еще одно необходимое условие нисхождения огня божественной интуиции. В новейшей философии это состояние принято назвать «точкой бифуркации», когда равнодействующий вектор мощных сил колеблется около ноля, тем самым обеспечивая решающее участие более тонких, эфирных энергий и воздействий, определяющих дальнейшее движение всей системы.
Уравновешивающая гармония и спокойствие всей картины сконцентрированы в центральной фигуре, несмотря, а точнее – благодаря фокусировке на ней земных чувств художника и зрителей. Неустойчивая опора не может не напомнить о страхе смерти, голая фигура – о земной эротике, положение рук и край волос – о целомудрии. Но все это в равновесии и в божественном спокойствии. Уравновешенные друг другом стихии и страсти обращаются в легкое дуновение, направляющее новорожденную в объятия Флоры. Не будем лишний раз напоминать, какой город эта нимфа олицетворяет.
Немного позднее, в революционные 1490-е Боттичелли напишет аллегорию «Клевета», где обнаженная женская фигура будет олицетворять Истину. Это тоже вполне читаемая подсказка к смыслу обнаженной фигуры Венеры. Ведь божественная интуиция, охватывающая все смыслы – это и есть Истина.
Наконец, есть смысл обратить внимание и на судно, с виду ненадежное, но очень прочное, на котором прибывает к земным берегам божественная Истина. Безусловно, мы помним, что раковина – это один из символов античной Венеры. Только вот Киприда, сочетающая доминирующий эрос с целомудрием, родилась из пены, взбитой отрезанным пенисом Урана, а не из раковины.
Из раковины рождается и в раковине доставляется на землю Жемчужина. А это, как нам доподлинно известно из толкования символики имени Маргариты, - аллегория Культуры, нарастающей тончайшими слоями, из года в год, из эпохи в эпоху. Так что очень большая, великая раковина, также состоящая из многих слоев перламутра – это внешнее, земное выражение культуры в картинах, скульптуре, архитектуре, стихах и романах. А сама живая Жемчужина в человеческом облике – это внутренняя Культура, то есть все та же божественная Интуиция как обращенная к земным душам сторона единой Истины.
Вот собственно и все, не столь уже и сложное истолкование картины.

Продолжение следует
Tags: Боттичелли, Флоренция, историософия, конец света, притча, психоистория, символика
Subscribe

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments