oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

О наших и не наших (11)

11. «Все не так…»

Все люди и все народы в чем-то разные, но все чем-нибудь между собой да похожи. Причем именно близкие, от одного корня растущие стараются и друг от друга не отстать, но при этом и отличиться. А еще норовят схитрить, чтобы при надобности прикинуться то совсем родными, а то и вовсе чужими. Так что верить на слово никому нельзя, а нужно пуд соли вместе съесть, да увидеть в разных ситуациях.
Вот, скажем, будет кто-то нас уверять, будто украинцы – жадные. Не верьте, даже если это они сами будут говорить. Прижимистые – это да, домовитые вплоть до скопидомства – не без этого. Утащить, что плохо лежит, прихватизировать – сам бог велел. Так ведь это вовсе не от жадности, а от беспокойства за свою репутацию в смысле гостеприимства. Вот нагрянут вдруг гости, особенно незваные, а в погребе вдруг пусто и нечем угостить. Тут одними песнями и душевными разговорами статус справного хозяина не поддержишь. Вот и приходится крутиться весь год ради считанных дней праздников, когда в грязь лицом никак нельзя ударить и перед соседями, а особо – перед заезжими гостями.
Какая ж это жадность, если украинец часто отказывается от выгодных предложений в ущерб своему кошельку, если только подозревает какой подвох или ущерб репутации среди соседей? Более того, начинает придумывать какие-то ну очень хитрые схемы, в которых в итоге сам себя обхитрит, но только не прямолинейно идти к своей выгоде.
Нынешняя ситуация с Таможенным союзом – тому лишний пример. Все уже сто раз просчитано насчет сугубой выгоды для украинской экономики, да наверняка Путин предлагал Януковичу кредиты и льготы напрямую, без аглицких посредников и странных биржевых схем. Но не тут-то было. Как представит себе украинец, что завтра соседи и родственники начнут эту его выгоду обсуждать, да косточки перемывать – «продался» и «родину продал», «всех в кабалу хочет загнать, не иначе», не говоря уже о сексуальных фантазиях – отчего да почему такие льготы именно ему. Хорошо зная злые языки родни и соседей, сто раз подумает украинец о выгоде, да и откажется. Или придумает такую хитромудрую схему, в которой сам черт ногу сломит, а всерьез обсуждать не хватит образования у селян и горожан в первых поколениях.
Другой пример из жизни – объективный взгляд с весьма профессиональной стороны. Есть у меня приятель, юрист с международным опытом, на всех континентах и чуть ли не во всех странах побывал по своим делам. По ходу дел выработал довольно снобские манеры, потому как в странах Азии, Африки и Латинской Америки как себя поставишь, так дела и пойдут – «встречают по одежке». Вот и приходится изображать белого «сахиба». Но как-то он был вынужден посетить областной центр на Украине. На вокзале он был чуть ли не единственным, кому понадобилось такси. Причем срочно до завода в соседнем городе, а потому за двойную плату. Однако ни один из двух десятков таксистов ехать в соседний район ни за какие деньги не соглашался. При повышении ставок втрое таксисты и вовсе разъехались с площади, вернувшись лишь после того, как московский гость с трудом поймал какого-то частника. Спрашивается, чего они испугались? Или их вовсе не выгода интересовала, а способ получения выгоды, статус «центровых», которым в отличие от прочих положена кратная маржа? Нет, есть что-то загадочное и необъяснимое в украинском способе хозяйствования. Если есть ощущение «Не пойму, на чем он меня кидает?», то ни в жисть не поддамся! А и то верно, поставлю я себя на место и без того подозрительного гостя – если просто так предлагают такие деньги, значит будут убивать и отнимут все.
Так что не просто соображения безопасности, но малейшая угроза риска быть обманутым, униженным, показаться зависимым и «пидлеглым» - включают инстинкт знаменитой «упертости», который является обратной стороной амбициозности как доминирующего в украинском характере качества.
Разумеется, амбиции в той или иной форме имеются у всех. Ключевая для русского характера черта фатализма – это тоже своего рода амбиция, еще какая. Но эта русская амбиция глубоко спрятана у сердца Ивана-дурака, как перо жар-птицы, завернутое в неброскую тряпицу. А вот украинская амбиция, наоборот, выпукла и подчеркнута. Как там у Ключевского? Русские и украинцы одинаково хитры, только русский прикидывается дураком, а украинец – шибко умным. Вот-вот, это как раз про то самое, про амбиции.
Впрочем, генезис такого стереотипного поведения мы уже обсуждали. В рискованных встречах на перекрестках степных дорог или в закоулках местечек важно как можно скорее распустить «павлиний хвост» амбиций, дабы для начала сбить решимость на скорую расправу, а затем и заболтать, уговорить опасных чужаков, направить их энергию в нужную сторону.
Сама по себе амбициозность – не плоха и не хороша, важнее – соотношение с другими качествами, амбиции с «амуницией». Однако у разных народов и стоимость «амуниции» по-разному считается. Это различие очень наглядно в случае украинцев. Достаточно спросить в Москве и в Киеве: кто у нас первый украинский космонавт или писатель? Ответ будет очень странно различаться. Разумеется, величайший литератор из украинцев – это Николай Васильевич Гоголь, соавтор великого и могучего литературного русского языка как явления мировой культуры. Если речь о художественной прозе, так и просто первый. Но в том, то и дело, что первый среди русских, а не среди украинцев. А среди украинцев классиком литературы считается Тарас Григорьевич Шевченко, хотя и он думал и доверял свои думы интимному дневнику на русском. Но зато успел прославиться в столичном обществе не только благодеяниями к себе, любимому, но и скандалами по отношению к благородным благодетелям. Короче, обхитрил, обвел вокруг пальца клятых москалей, доказав, что ничуть и ни капельки им не должен.
Этот пример мог бы показаться натянутым, если бы не его почти дословное повторение в истории с «первым украинским» космонавтом. Разумеется, первым из украинцев был в когорте самых первых космонавт Павел Романович Попович, Герой Советского Союза, реально рисковавший жизнью ради науки, прогресса, Родины. Но в нынешних киевских учебниках первым украинским астронавтом числится некий Каденюк, не помню имени-отчества, увы. При том, что подготовку он прошел еще в советское время в Центре под Москвой, а слетал в космос на шаттле за американский счет. Спрашивается, при чем здесь Украина? Ответ, впрочем, понятен. Во-первых, хитрый Кучма навязал американцам своего протеже в пассажиры, а во-вторых и сам Каденюк перехитрил всех, включая судьбу и бывших коллег. Вот в этой хитрости и заключается настоящая украинская «амуниция». И свидетельством тому – украшающие улицы Киева бесчисленные мемориальные доски столь же хитрым деятелям, чей вклад в культуру этими самыми досками и ограничивается.
Разумеется, настоящие украинцы гордятся и Гоголем, и Поповичем, и Береговым, и многими героями советской и имперской истории. Но счет ведут двойной – для мира, и для себя. И этот счет говорит многое об украинской хитрости. Ведь если талантливый, но не более тогоШевченко числится гением, а Каденюк – национальным героем, то такая планка гораздо удобнее и не препятствует всеобщему стремлению к равенству амбиций. Так что вполне возможно, что тот самый таксист из Кировограда или Черкасс просто не хотел нарушать всеобщего правила – пока ты здесь, а не в дальнем походе – не стремись выше установленной планки.
Это там, далеко в имперских центрах амбициозность украинцев, соединенная с фатализмом русских, порождает невиданные прорывы. Амбициозный семижды ренегат Феофан Прокопович, хитрым колобком прокатив по Европе и не нашедший религии по своим нездешним амбициям, вдруг оказывается одним из отцов-основателей Империи. Талантливые малороссы Гоголь, Репин, Чехов, вовлеченные в соревнование по высокой имперской шкале входят в плеяду мировых гениев. Да и сами великие Империя и Союз выстроены не в последнюю очередь усилиями амбициозных и легких на подъем потомков скифов и казаков. В дальних походах и горизонты дальние.
Другое дело,  что в самой Украине после того, как энергия мужских амбиций потрачена не зря на строительство великой державы, давшей родной земле спокойствие, маятник вновь качнулся к женской, слегка истеричной компоненте этнопсихологии.
Так что, наблюдая за странными извивами украинской политики, не будем забывать, что мужские амбиции украинцев имеют, кроме мирового измерения наравне с русскими и другими нациями, еще и обязательное воплощение в виде обязательного красивого домика с садочком на Родине, где ладная жинка готова привечать дорогих гостей. А потому мужская ипостась народного характера сильно зависит от женской, от мнения села, родичей, громады. Отсюда и двойные стандарты и странные маневры, совершаемые лидерами.
Означает ли это, что вся вина за нелепость сугубо украинских амбиций лежит на жинках? Вот уж они-то точно жадные, особенно до грошей? Эка невидаль – во всем мире жены измеряют благополучие семьи и свое – в мужниной зарплате. Однако не везде статус семьи, а значит и владычицы семейного хозяйства испокон веков определялся наличием золотых, серебряных или бронзовых украшений, как на скифских кибитках. Бумажные деньги – конечно, не так хороши, но для женщин по-прежнему несут в себе символику сакрального золота.
Одна моя киевская знакомая честно с восторгом рассказывала о сказочном преображении обычной городской улицы в момент, когда она наткнулась на россыпь разноцветных купюр. Деревья вдруг стали черными и ровными параллелями протянулись вниз к Крещатику. Обшарпанные старые дома стали высокими замками. А блестящий ровный асфальт без единой ямки заиграл радужными переливами. И я ей верю, это так и бывает при большой неземной любви, когда в состоянии измененного сознания личность вдруг проваливается в глубинные слои коллективного бессознательного.
То есть любовь к деньгам как символу благополучия и высокого для украинских женщин – это вовсе не примитивная земная жадность или какое еще низкое чувство, а самое что ни на есть сакральное служение. Именно поэтому Тимошенко не смогла совладать с собой и таки подписала кабальный контракт с «Газпромом», хотя и не могла расчетливым умом не понимать всей опасности и вредности. При том что запугивания в своем статусе лидера она вряд ли могла опасаться. Так что только бескорыстная любовь к золотому сиянию больших денег могла сподвигнуть ее на политическое самоубийство.
Игра хитрых амбиций проявляется в Киеве и окрестностях во всем. Например, церковь здесь подвергается регулярным расколам и ренегатским течениям, а все ради амбиций пастырей получить воздаяние за святые труды не на небесах, а на украинской земле.
«Но и в церкви все не так».

Продолжение следует
Tags: Украина, психоистория
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • Корни и крона психологии (30)

    30. Есть ли жизнь под Марсом? (начало , предыд.) Из всех древних традиций, так или иначе претендующих на понимание психологических факторов…

  • Корни и крона психологии (26)

    26. «Царь или не царь… в голове»? (начало , предыд.) Даже при солидном обосновании четырехчастной фрактальной модели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments