oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

О культурных революциях (14)

14. Кратко о модели
(начало)
Упоминание в предыдущих главах нумерованных стадий и узлов исторических процессов, естественно, вызвало вопросы читателей. Самые любопытные могли обнаружить в верхней записи журнала oohoo ссылку на третью часть монографии «Государство и традиция», где эта обобщенная модель общественных процессов детализирована. Но это не мешает лишний раз кратко повторить логику этой адаптивно-кибернетической модели.

Непосредственным источником для построения абстрактной модели была эмпирическая диаграмма «пассионарного напряжения» из главной книги Л.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (Л.:1990, с.339). Другие два эмпирических источника – это теория цивилизаций А.Тойнби и теория развития личности К.Юнга, где также можно видеть (пусть и без графики) разделение процесса развития на три больших стадии – Подъем, Надлом, Гармонизация. Плюс к этому развитие цивилизаций или личностей через кризисы, когда за нахождением ответа на один вызов времени следует другой.

Сюда же можно добавить влияние А.Азимова и его предсказания о будущей науке психоистории. Главное в этом предсказании – это одни и те же законы развития и для личности, и для больших исторических сообществ. И этот парадоксальный постулат на самом деле очень и очень естественно вытекает из того факта, что все общественные отношения опосредуются личностями, и каждой внешней социальной связи личности соответствует внутренняя психологическая связь ипостасей этой личности.

Следующий шаг к абстрактной модели – проецирование на динамическую эмпирическую модель классической кибернетической схемы управления с центральной подсистемой, контурами прямой и обратной связи, а также третейским контуром стабилизирующей связи, который в винеровской модели назван «изолирующей подсистемой», но в социальной модели является таким же сообществом (социальным процессом). Последнее замечание – это и есть вычленение элементарной единицы обобщенной системы именно как социально-психологического процесса. Принадлежность к сообществу определяется только вовлеченностью в соответствующий социальный процесс его развития. Так что границы между сообществами проходят не в пространстве между людьми, а внутри личностей – в режиме разделения времени их участия.

Раз у нас каждая из подсистем исторического сообщества сама является сообществом (центральная иногда – личностью), то и развивается по тем же самым законам: через три больших стадии Подъем-Надлом-Гармонизация. Поскольку масштаб центральной или иной подсистемы меньше целого, то в большую стадию Надлома умещаются несколько (по факту – четыре) больших стадии Надлома центральной подсистемы (политического центра для случаев исторических сообществ). Эти четыре четверти Надлома можно достаточно легко обнаружить эмпирически, но лишь при одном условии – если понять, что следующие друг за другом политические циклы накладываются друг на друга, сцепляются как шестеренки часов истории. Точно так же одна на другую накладываются и три большие стадии. Начало Надлома совпадает с серединой последней четверти Подъема, а начало Гармонизации с серединой последней четверти Надлома.

С точки зрения характера внешних связей главное отличие трех больших стадий развития друг от друга соответствует трем возрастам в развитии личности – детский, взрослый, пожилой. Подъем (детство и юность) сообщества – это освоение культуры, языка, формирование внешних связей. Надлом (взрослый статус) – активное участие в жизни таких же сообществ, накопление опыта. Гармонизация (пожилой статус) – передача накопленного опыта более молодым субъектам.

Если речь идет об историческом сообществе (цивилизации), вырастающем из племенного субстрата, а не как дочернее для старшей цивилизации, то стадия Подъема легко наблюдается. Но обычно для сообществ меньшего масштаба историческое время, по видимости, разбивается на сменяющие друг друга надломные циклы «взрослых» сообществ. При этом, как мы выяснили, первая (предварительная) четверть Надлома» протекает параллельно последней четверти предыдущего цикла, сопряжено с его событиями. Поэтому для не очень внимательного (без оптики нашей модели) наблюдателя между сменами центров политических циклов видны активные события лишь трех четвертей.

Напомню: каждая из четвертей большой стадии (Надлома) соответствует Надлому центральной подсистемы, и тоже в свою очередь делится на четыре четверти. При этом начальное событие (узел Пик Подъема) каждого цикла делит примерно пополам видимую последнюю четверть предыдущего. Так что сопряженное течение наложившихся друг на друга циклов сильно отличается, и для невооруженного глаза каждая из трех видимых четвертей каждого цикла делится на четыре разнородных по характеру части. Отсюда и вытекает эмпирически выявленное многими древними учениями членение цикла развития на 12 частей (например, в классической астрологии).

Можно было бы ввести отдельную нумерацию для каждой из трех больших стадий и писать, скажем, 9 стадия Надлома или 1 стадия Гармонизации. Однако, на деле события переплетающихся стадий (11-я Подъема и 1-я Надлома) сопряжены, одни и те же события. Поэтому есть смысл вводить сквозную нумерацию от 1 стадии Подъема до 32 стадии Гармонизации. То есть будем писать 11-я стадия, подразумевая, что для Надлома – это 1-я стадия. При этом уточнение «12 стадия Подъема» означает на самом деле период, сопряженный с 12 и 13 стадиями Надлома. Впрочем, это детали, важные для аналитиков, исследователей, а не для просто желающих следить за ходом мысли. Кроме того, такая сквозная нумерация сохраняет соответствие с древними символическими моделями исторического развития, как тот же древнееврейский алфавит из 22 букв или библейская символика чисел. Эта же символика, кстати, отражена в развитии сюжета из 32 глав булгаковского Романа.

Пожалуй, достаточно для краткого изложения основ теоретической модели, и на этой основе можно перейти к конкретным примерам разметки исторических процессов на стадии и узлы. Проиллюстрируем на самом близком для нас примере российской истории (развитие «русской православной цивилизации», если по Тойнби). Пока перечислим только большие узлы, разделяющие четверти больших стадий.

Сразу признаюсь, методики анализа для первых стадий Подъема пока у нас нет. Определить начальный  узел 0/1 Подъема собственно российской истории не так просто. Интуитивно ясно, что одним из таких больших узлов является разделение Древней Руси на три или четыре ветви после смерти Ярослава Мудрого в середине XI века.  Но разделение на четыре ветви может указывать и на узел 3/4.

Следующий большой узел совпадает с созданием суверенного Московского царства при Иване III Великом, когда будущая Россия переходит из под византийско-ордынской родительской опеки в европейскую школу.

Еще один узел Подъема явно параллелен узлу 16/17 Дна Надлома, как и Иван Грозный параллелен в нашей истории Иосифу Сталину. Как бы этот большой узел назвать? «Дно Подъема» не походит, оксюморон. Может, «Перегиб»? В любом случае этот разворот тенденции случился в 1572 году, когда запрет опричнины помог одержать решающую историческую победу над крымско-османским войском при Молодях.

Смутное время и воцарение Лжедмитрия в 1605 году более всего походит на параллель завершения перестройки в 1991-м, возможно, узел 8/9.

Большой узел 9/10 «Инициация» - это петровские реформы, страна идет отчасти в армию, отчасти в первый университет. Совершеннолетие – это признание формально равным со стороны старших соседей, так что речь о Ништадском мире 1721 года.

Далее можно поподробнее:
10/11 «Пик Подъема» - мятеж 14 декабря 1825 года, начальный узел Надлома.
11/12 – убийство Александра II вместо конституции, 1 марта 1881 г.
12/13 – декабрьское восстание 1905 года в Москве
13/14, «Смена центра» – упразднение съездом Советов Учредительного собрания, 30 января 1918
14/15 – Союзный договор, 30 декабря 1922
15/16 – сталинский Совнарком, декабрь 1930
16/17, «Дно Надлома» – начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941
17/18 – отставка Хрущева, октябрьский пленум ЦК 1964
18/19 – РФ как правопреемник СССР, 31 декабря 1991 г.
19/20, «Консолидация» – «Крымнаш», парад в Севастополе, 9 мая 2014

Продолжение следует
Tags: Россия, СССР, психоистория, теория
Subscribe

  • Тысячелетие вокруг Балтики (34)

    34. Незадавшиеся вопросы (начало, предыд.) Кто ж спорит, неблагодарное это дело – реконструировать исторические процессы на основе…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (30)

    30. Особенности национального Надлома (начало, предыд.) Как бы мы ни старались настроиться быть объективными, наши оценки и анализ давних…

  • Работа над ошибками (13)

    13. Ключ на старт (начало) Повторю не лишний раз – все, что происходило в политике, особенно в политике США и Британии, в уходящем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 271 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тысячелетие вокруг Балтики (34)

    34. Незадавшиеся вопросы (начало, предыд.) Кто ж спорит, неблагодарное это дело – реконструировать исторические процессы на основе…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (30)

    30. Особенности национального Надлома (начало, предыд.) Как бы мы ни старались настроиться быть объективными, наши оценки и анализ давних…

  • Работа над ошибками (13)

    13. Ключ на старт (начало) Повторю не лишний раз – все, что происходило в политике, особенно в политике США и Британии, в уходящем…