oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

На продажу "Ъ"

"Brezhnev took Afghanistan,
Begin took Beiruth.
Galtieri took the Union-Jack"
(R.Waters)

Алишер Усманов купил "Коммерсантъ". Дерипаска почти купил или сильно ангажировал "Эксперт". Еще раньше были "Известия".
Ясно, что все это не для себя, а только "волею пославшей мя..."
Спрашивается, зачем им именно эта "качественная", то есть бесприбыльная пресса.
Однако, скоро выборы...

Опять же предЦИК Вишняков только что объявил, что провести референдум по изменению Конституции уже невозможно - не успеют.
Фактически именно это объявление является окончательным стартом политической гонки между "преемниками", которых явно больше двух и даже трех.

Разумеется, с помощью "Первого" и НТВ можно раскрутить узнаваемость любого "преемника", независимо от качества.
В этом смысле все делается достаточно технологично - за три года до выборов начали раскручивать пару-тройку лиц, привязав их популистским и патриотическим темам - жилье, перевооружение армии.
Опять же, когда дело дойдет непосредственно до предвыборной кампании, там тоже нужны будут массовые СМИ, работающие как "катюши" - по площадям.
А вот "качественные" СМИ нужны, по идее, между раскруткой на узнавание и собственно выборами, примерно за год до начала. Нужны для работы с элитами, чтобы выстроить и закрепить тот позитивный имидж, который потом будет тиражироваться массовыми СМИ.

Только есть здесь одна технологическая тонкость. Для работы с элитами, то есть с политическим классом в целом, нужны не столько сами качественные СМИ как средство доставки, сколько "боеголовки", то есть лидеры общественного мнения, которые должны сориентировать оное мнение, удостоверить своим авторитетом качество нового позитивного имиджа имярек.
То есть важен не сам лэйбл "Эксперта", а его авторы и редакторы - Фадеев, Привалов, Соколов. Не логотип "Ъ", а стиль и содержание его обозревателей.
Судя по активности "равноприближенных олигархов", в Кремле понимают важность и необходимость этого промежуточного этапа подготовки к выборам.
Судя по другим примерам активности - по отношению к телеканалам, понимают не до конца, и готовы второй раз наступить на те же самые грабли.

Напомним ситуацию конца 90-х. Тогда лидерами общественного мнения были телеведущие - Киселев, Любимов, Доренко.
Олигархи осуществили успешную скупку телеканалов, а затем и подкуп, ангажемент лидеров общественного мнения. Только в результате они перестали быть лидерами.
Повторное настпуление на те же грабли будет связано с неправльной оценкой того, что и как произошло. В политтусовочных кругах миссия Доренко почему-то считается успешной, хотя именно в результате этой миссии Лужков мобилизовал 70 процентов сторонников. А Единство и потом Путин выиграли из-за Чечни, Шойгу, того же Любимова, но только не из-за Доренко. Рейтинг, конечно, он себе накачал, но лидером общественного мнения перестал быть, в силу явного ангажемента с Березовским. То же самое с Е.Киселевым, его разжалование из лидеров общественного мнения никак не связано с увольнением из НТВ, а только и исключительно слишком явной связкой с Гусинским.
Так что можно купить издание, можно даже ангажировать лидера общественного мнения, чтобы он немедленно перестал быть таковым.

В чем причина такой непреодолимой с помощью денег и политтехнологий предвыборной проблемы? 
Причина - самая простая и заключается в реальном наличии этого самого "Общественного Мнения", без которого не может быть лидеров, - активной среды читателей и почитателей, которые более чем внимательно прислушиваются к фактам и аргументам, которые предлагает им лидер. И как только вместо этого получают даже самое красочное, но явно проплаченне шоу - все, лидер меняется.
Смогут ли объяснить журналисты "Ъ" или "Эксперта" эту зависимость своим новым хозяевам или старым спонсорам - очень большая проблема. Еще большая проблема, если даже спонсоры поймут - все же не лыком шиты, объяснить все это кремлевским заказчикам.
Так что есть ненулевая вероятность того, что политические и аналитические разделы "качественных" изданий пойдут по тому же бесславному маршруту, что и аналитические передачи федеральных телеканалов.

Но в любом случае - Общественное Мнение купить нельзя. Его можно обмануть - как Ельцин с компанией, но это уже изощренная политика, а не только политтехнология. И сегодня для наученного опытом Общественного Мнения - нужна гораздо более изощренная политика, чтобы обмануть, или просто умная политика, чтобы не обмануть. Но попытки перекупить не работали даже семь лет назад.

Если же снова наступят на теже грабли, которые сами себе и купили, то Общественное Мнение вместе со старыми или же с новыми лидерами переберется на Интернет-форумы, в "Живой Журнал", - но только не станет играть по олигархическим правилам. В этом случае, если не будет выполнена промежуточная политтехнологическая задача создания и закрепления позитивного имиджа, то последующая массированная предвыборная агитация по всем каналам ТВ и в массовых газетах будет на деле работать против кандидатов. Ведь продвигаться будет незавершенный имидж слабого политика (политиков), не несущий необходимой символики, харизмы, не вызывающий отклика у зрителя, читателя.

Единственным реальным исходом такой предвыборной кампании, проведенной с грубой технологической ошибкой в очень важный период предварительного влияния на элиты, может стать срыв этих самых выборов на завершающем этапе. Во время голосования не смогут натянуть явку 50 процентов, либо во время подсчета и подведения голосов - выявятся грубые подтасовки. Следовательно, выборы провалятся, институт президентсва будет резко ослаблен. Власть окажется у премьер-министра, тесно связанного с большинством в Государственной Думе. Кстати, почему бы Путину, раз уже он не баллотируется, не найти способ занять кресло премьера на период выборов, чтобы гарантировать их политически. И Конституцию менять не нужно, может разве что закон о правительстве подправить.



Tags: ЖЖ, массмедиа, политика, прогноз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Здравствуй, … – новый год»

    Как известно, глобальная финансовая элита издревле празднует свой новый год осенью (в этом году – с 6 на 8 сентября)). После этого, с 1…

  • После Бала (47)

    47. В историю – болезни ( начало, предыд.глава) Еще и еще раз повторим поговорку: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В…

  • Такое кроткое лето

    Как и было сказано, никаких особо значимых событий за август не случилось, если не считать давно запрограммированное трэш-шоу в аэропорту Кабула.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments