oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

После Бала (24)

24. «Молчание – золото»
(начало, предыд.глава)
«Галлюцинация» - это ключевое слово, связывающее воедино несколько абзацев текста. Предыдущий и самый первый раз до многократного повторения в 24 главе это слово возникло в самом начале 1 главы, когда перед внутренним взором Берлиоза возник зыбкий образ Коровьева-Фагота. С природой этого аватара сословия политических администраторов мы уже разобрались – это надличный дух, ипостась «коллективного бессознательного», оно же «внутреннейшее» по Ап.Павлу. В отличие от личной ипостаси духа (он же «муж», он же «внутренний человек») ипостась властного духа, «князя мира сего» вселяется или просто влияет на личность, находящуюся в несколько болезненном, воспаленном состоянии с обыденной точки зрения. И вообще жажда власти - это психопатия. Потому и «галлюцинация», а не просто «видение» или «привидение».

Так что Берлиоз, собираясь поговорить со своим младшим коллегой о Христе, был уколот в самое сердце страхом перед призраком политической власти. После чего стал убеждать Ивана в том, что никакого Иисуса никогда не было. Хотя ему был дан Воландом шанс исправиться, это лишь усугубило страх Михаила Александровича и желание прильнуть к власти. С этим эпизодом и значением «галлюцинации» все ясно.

Как бы по контрасту с неверием Берлиоза, мастер в 24 главе признает: «Приходится верить». Аватар мастера (с маленькой буквы!), как мы догадались, принадлежит возродившемуся вместе с этой верой философскому сообществу – земному воплощению Творческого духа, Мастера с большой буквы. В отличие от Маргариты, мастер начинает понимать и принимать присутствие Бога. Хотя до этого философам было намного легче считать религию плодом земной власти (галлюцинации), выдумкой попов в пользу царей. Так было спокойнее изменить царям в пользу безбожной власти военного вождя. Кстати, первая глава Романа как раз и соответствует рубежу 1930-х с воссозданным культом земных властителей.

Несколько экзальтированное и испуганное отрицание слов мастера его любовницей: «Нет, нет…» - лишь подчеркивает непонимание ею природы Воланда. Она по прежнему считает его духом земной власти, только тайной и нездешней (таинственный иностранец). И если мы сегодня посмотрим, кому курит фимиам наша культурная общественность, то увидим памятники обожествляемым «святым властителям». Князь Владимир на Боровицкой площади не одинок. Вон, в музее «современного» искусства к галерее бюстов царей добавили еще и генсеков. Культ советских вождей, таким образом, не заменяется, а дополняется культом царей. И весь спор между адептами лишь о том, в какой форме – религиозной или светской следует почитать последнего царя. Это и не спор даже, а взаимная реклама с естественным примирением и выводом: поклоняться власти следует и так, и этак.

Так что расшифровка «галлюцинации» как надличного духа власти дает нам в итоге вполне адекватную картину нынешнего расстроенного состояния умов столичной общественности – как интеллектуальной, так и просто культурной. Однако, это не вдруг началось и не скоро закончится. Привязка к текущему моменту только через настроения и раздвоенное мировоззрение слишком обща. Между тем далее по тексту речь снова идет о луне и связанных с нею символах. А как мы помним, луна в Романа всегда служит как указатель – либо на направление, как в 21 главе «Полет», либо на время, как правило, в период лунных и солнечных затмений. Так два лика светил (темный и светлый) указывали нам в начале 23 главы на лунное затмение в момент захода солнца и восхода луны над Болотной площадью 10 декабря 2011 года.

Попробуем вычислить, на какой момент времени может указывать вот этот абзац:

«Кот ввязался и тут:
– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, - замолчал.»

Луну нередко изображают в виде человеческого лица в фас или в профиль. Но вот чтобы профиль кота в лунном свете? Впрочем… как проще всего нарисовать кошачий профиль? Полукруг снизу и повернутая дуга ушей сверху. Именно такой темный контур окаймляет светлый остаток луны во время частичного лунного затмения и больше никогда.

Смотрим дальше на «лунный столб». Достаточно заглянуть в любой учебник астрономии, чтобы увидеть именно такой рисунок полного солнечного затмения, когда от Луны к Земле тянется огромная тень в виде столба. И тоже – только во время полного затмения, но не частичного, и не кольцевого. Так что «кошачий профиль» и «лунный столб» указывают нам на последовательность из двух затмений – частичного лунного и полного солнечного.

Вообще говоря, череда двух затмений двух светил с разницей в две недели – это довольно частое астрономическое явление. Бывает каждый год, а иногда и дважды. Но, скажем, в прошлом 2016 году и в позапрошлом тоже сначала были солнечные, а потом уже лунные затмения. А еще раньше были солнечные вслед за лунными, но либо лунное – полное или полутеневое, а не частичное, либо солнечное – кольцевое. Предыдущий раз до 2017 года полное солнечное вслед за частичным лунным произошло в июне-июле 2010 года. И следующее после 2017-го тоже будет нескоро. Так что, если наша догадка с лунным профилем и столбом верна, то указывает на два затмения 7 и 21 августа 2017 года.

Однако, эта привязка по времени к астрономическим явлениям является знаком, но не духовным толкованием текста. Мы уже не раз находили подобные внешние знаки (например, подбитая сова и часы, сломанные в праздничную полночь), которые имели еще и толкование. Лунный свет – это отраженное, философское знание о духовном мире. «Жирный кот» - аватар властного сословия финансистов, олигархов. Об этом и сам Бегемот прямо говорит, что он – тоже галлюцинация, надличный дух власти. Поэтому профиль в лунном свете должен символически означать социально-философское знание об этом хищном властном духе.

Вообще говоря, в том же Интернете можно найти множество интеллектуальных текстов маргинальных мыслителей, посвященных «ротшильдам», «рокфеллерам», истории финансовых привластных воротил. Однако никогда ранее само это властное сословие не требовало обратить внимание публики на свой «профиль». И вообще в публичном информационном поле днем с огнем было сложно встретить такие тексты, разоблачающие имманентное хищничество торгово-финансовой олигархии и подконтрольных ей держав. А в наше время – пожалуйста, то фильм о Соросе на госканале покажут, то материалы философского клуба на сайте госагентства «Россия сегодня» на ту же тему. Впрочем, это относится, скорее, к философскому лунному свету, а вот профиль означает, скорее, диаграммы бедственного состояния финансовых институтов, банков. Именно на этот низкий профиль желают обратить внимание общества и государства сами банкиры, чтобы спасти свои финансовые империи от полного банкротства, даже путем передачи во временное управление государству.

Истолкование символа лунного столба приводит нас к тому же результату. Слово столб используется в Романе много раз, но больше всего в 16 главе про казнь. Здесь оно является синонимом креста, на котором распинают жертву. Тот факт, что кот сам полез в лунный столб, - истолковывается как готовность финансистов, как минимум, изобразить готовность к полному банкротству, краху, своего рода «самопожертвованию», только чтобы напугать этим другие властные сословия (администраторов и спецслужбистов). Эта «жертвенная» стратегия становится сегодня и в самом деле единственно спасительной. Причем способ «самоубийства» избран очень простой – всего-навсего выйти из тени и добровольно раскрыть данные о внутренней ситуации, подставить свой «профиль» под лунный свет, то есть аналитический взгляд.

Ровно это и происходило в минувшем августе, прошедшем под знаком двух затмений. Сначала подконтрольные олигархам информресурсы широко распространили аналитическую записку одного из им же подконтрольных аналитических центров – о плачевном состоянии сразу нескольких крупных банков. И вслед за этим названные банки, один за другим, были переданы в управление и докапитализированы специальным фондом при Центробанке. Владельцы банков, финансовые олигархи, тем самым были формально лишены права голоса в своих владениях. Однако, все поставленные ими менеджеры остались на своих местах, так что финансово-политическая власть тоже осталась при них. То есть «галлюцинация» сохранила свою силу властного духа, но лишилась голоса, стала молчаливой. Впрочем, в этом смысле есть и еще одно толкование, не противоречащее первому – олигархические СМИ также переданы во временное управление и отражают теперь голос властных администраторов.

Как там пел Карабас-Барабас в детском фильме ровно про это самое? - Ух, я готов унизиться, только бы к сладкой цели приблизиться…

Продолжение следует

Tags: Булгаков, Луна, ММ, притча, финансы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 50 comments