oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (5)

5. Раз – девятка, два – девятка
(начало, предыд.)

Это был весьма даже важный вывод в предыдущей главе – о сущности типов Эннеаграммы как социальных ролей, в которых проявляются психотипы. Вернее, нужно говорить об обусловленном средой наборе социальных ролей, присущих врожденному психотипу. В каких-то ролях личность более успешна и уверенна, в других – и вовсе не задерживается или выпадает из социального контекста, минимизируя свое личное участие. Можно даже по аналогии назвать этот набор или рейтинг ролей «социальным фенотипом».

Разобравшись с природой Эннеаграммы как набора внешних проявлений, можно ставить теперь задачу или вопрос: Каким образом из четверки психологических функций, формирующих внутреннюю структуру личности, ее психотип, могла получиться девятка основных социальных ролей, внешних проявлений нашего «черного ящика»?

Первое, что пришло в голову – это представить девятку как трижды три. Если речь только о внешних проявлениях, внешних социальных связях личности, тогда, возможно, в них участвуют только три психологические функции, кроме безусловно интровертной интуиции. Также из многих эмпирических систем вытекает, что у каждой личности есть две ведущих функции, либо две ведущих ипостаси со своими ведущими функциями. Нам даже не важно сейчас, могут ли эти ведущие функции быть одинаковыми, как в системе майянских психотипов, или же разными, взаимодополняющими, как соционике. Там тоже есть варианты дополнений основной схемы, где по две экстравертных и интровертных функции. Тогда вовне работают по две экстравертных, из них три социально активных – мыслительная, чувствующая и ощущающая.

Интуитивная функция обращена к коллективному опыту, накопленным знаниям. То есть если даже экстравертная интуиция существует, то речь может идти о работе с книгами и образами, опредмеченной информацией, но не о социальном действии. Так что сочетание, скажем, ощущающей и интуитивной функции будет в контексте социальных ролей работать примерно так же, как и сочетание двух ощущающих функций. Отличия будут, но существенно меньшие, чем между сочетаниями разных социальных функций. При такой возможной (!) внутренней структуре личности будет как раз девять разных социально активных сочетаний.

Если для функции разных ипостасей не дублируются, а взаимодополняются, как прдполагается в соционике, то не будет сочетаний двух одинаковых экстравертных функций, в том числе не будет социально пассивного дубля «интуиция+интуиция». Тогда непохожих друг на друга сочетаний будет как раз девять: М*Ч, М*О, М*И, Ч*М, Ч*О, Ч*И, О*М, О*Ч, О*И. Сочетания И*М, И*Ч, И*О могут быть либо социально пассивны, либо очень похожими на инвертированные, но менее энергичными, а потому при оценке попадать в те же «сектора» ролевой Девятки.

Если же, как в майянской системе, функции могут быть продублированы для разных ипостасей, то близкие сочетания будут сгруппированы так: (М*М и М*И и И*М), (Ч*Ч и Ч*И и И*Ч), (О*О и О*И и И*О). Плюс еще шесть как выше: М*Ч, М*О, Ч*М, Ч*О, О*М, О*Ч. Итого девять социально активных сочетаний. Сочетание И*И, в этом случае, будет очень и очень социально пассивным, и скорее всего при любых измерениях попадет в число неопределенных, где-то между Мыслителем и Миротворцем. То есть при всех сомнениях начет внутренней структуры психотипа из сочетаний социально активных функций можно получить искомую девятку ролей. Однако, любой непредвзятый критик может немедленно возразить – если мы утверждаем, что два сочетания И*Х и ?*Х очень близки и при измерении попадут в один сектор, то почему тогда М*Х не попадет в один сектор с Х*М? А то какой-то волюнтаризм получается.

Придется поискать среди известных эмпирических систем подтверждений нашей гипотезы. Лучше даже среди древних, более простых и эмпиричных, чем современные. Где-то мы с вами уже видели похожую «девятку», если только вы тоже интересовались древней китайской натурфилософией. Но даже если не сильно интересовались, то про цикл Инь-Ян-Инь почти все слышали и двойной значок с южнокорейского флага видели. Вот он:

В середине символ сбалансированности Инь-Ян, и вокруг него четыре «осевые» триграммы, соответствующие сторонам света. Тот факт, что использованы триграммы, а не диграммы, как раз и намекает на восемь окружающих знаков. Вместе с центральным символов – будет девять. Минималистский рисунок флага тем самым отражает динамику развития дальневосточной натурфилософии. Кстати, порождение из дуализма Инь-Ян четырех знаков выглядит так:


Но сначала из двух полюсов Инь и Ян, соответствующих Тьме и Свету, Северу и Югу, возникли четыре диграммы, соответствующие уже четырем сторонам света. Восток – баланс при растущем Ян, Запад – при растущей Инь. Поэтому диграммы имеют имена «Старая Инь», «Молодой Ян», «Старый Ян», «Молодая Инь»:


Следующим естественным шагом развития натурфилософской символики стала восьмерка триграмм вокруг символа универсализма:

И наконец, умножение триграмм пришло к формированию известных нам из «Книги Перемен» 64-х гексаграмм, но это уже за пределами нашего текущего интереса.

Между тем еще в начале расследования мы обратили внимание на совпадение символики сторон света в майянской и китайской натурфилософии, и вероятное значение в виде преобладания той или иной психологической функции в тех или иных краях, а также в то или иное время года. Север или Зима требует повышенной интуиции. Весна или Восток – востребуют расцвет тонких ощущений и духовности. Юг как и Лето – место и время чувственной амбициозности. Осень или Запад – поглощены материальными делами, сбором урожая или хищной экспансией.

Однако, что могут означать промежуточные триграммы типа Юго-Востока или Северо-Запада. Наверное, то же самое, что мы пытались реконструировать в начале этой главы – сочетание двух ведущих функций психотипа. Без исключения интуиции, но с учетом возможных пассивных сочетаний. Так что есть сочетаний функций, скажем так – центробежные, предполагающие активное движение в одну из сторон света или по их равнодействующей диагонали. А возможны сочетания полярные, центростремительные, ведущие к относительно пассивному балансу сил, символом которого является девятый знак по центру. Так, развитая функция интуиции сдерживает эмоциональную реакцию, и наоборот – сильные эмоции мешают интуиции. Аналогично, ощущающая функция не может хорошо работать при активной экспансии, для нее нужна концентрация внимания на деталях, созерцательная фиксация на предмете. И наоборот, трудно достичь весомого материального прибытка, тормозя и отвлекаясь на разные там созерцания.

Найденная нами еще одна «эннеаграмма», китайская – сама по себе еще ничего не значит, как впрочем – и современная латиноамериканская. Однако если у нас получится так или иначе их совместить, то вместе они могут дать стереоскопический эффект. Во всяком случае, если соответствие между «эннеаграммами» есть, то «пассивному» центру китайской схемы может соответствовать только тип или роль Миротворца. Как и для «трижды ночного» знака Севера единственным подходящим соответствием является тип или роль дважды интуитивного Мыслителя. А вот соответствие остальных ролей и знаков не столь очевидно.

Продолжение следует

Tags: Китай, психология, философия, эннеаграмма
Subscribe

  • Тысячелетие вокруг Балтики (33)

    33. Ордынский порядок против орденского (начало, предыд.) Повторения истории, любые параллели, в том числе между четвертями Подъема и Надлома…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments

  • Тысячелетие вокруг Балтики (33)

    33. Ордынский порядок против орденского (начало, предыд.) Повторения истории, любые параллели, в том числе между четвертями Подъема и Надлома…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…