oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (6)

6. «Из земли вышли, в землю уйдем»
(начало, предыд.)

Что еще можно сразу сказать по поводу сходства или различия двух «эннеаграмм» - современной западной и древней восточной? Одно из отличий видно сразу – в китайской «девятке» есть один сбалансированный элемент в центре и восемь вокруг – означающие некий вектор движения. В американской «эннеаграмме» все девять элементов равномерно распределены по кругу и связаны между собой «хордами», а не через центр.

Однако, на предыдущем уровне китайской натурфилософии, где вокруг центра расположены четыре диграммы тоже приняты две различные схемы представления – одна с центральным элементом как на рисунке южнокорейского флага, а другая схема иллюстрирует развитие по кругу. Согласитесь, что похоже на круговую схему Эннеаграммы:


Эти пять «стихий» или пять элементов отчасти известны нам по фэншую и по «восточному гороскопу», включающему 5 циклов по 12 «звериных» лет. Нынешний 2018 год Желтой Земляной Собаки относится к знаку Земли. Желтый цвет при этом – любимый цвет Срединной земли Поднебесной, потому что она по китайской философии всегда находится в центре коловращения прочих элементов. Далее по кругу – стихии Металла (на Запад от центра), Воды (на Север), Дерева (на Восток), Огня (на Юг).

С цветами есть разночтения, поскольку древние китайцы имели дело не с чистыми, а с природными цветами, так что называли одинаково зелено-голубой или сине-черный. Но у нас принято расцвечивать годы восточного гороскопа как Желтые (Земля), Синие (Вода), Зеленые (Дерево), Красные (Огонь), Белые (Металл). Однако стороны света у китайцев символизируют северная Черная Черепаха, восточный Синий Дракон, южная Красная Птица (Феникс) и западный Белый Тигр.

Впрочем, для нас это все это лишь иллюстрации, символизирующие разные стороны личной и надличной психологии. Еще раз напомню – Север (Вода) обозначает глубинную Интуицию, Восток (Дерево) – духовное Ощущение, Юг (Огонь) – эмоциональное Чувство, Запад (Металл) – рациональное Мышление. Срединная стихия Земли означает недифференцированное изначальное и конечное состояние. Так, в начале жизни ребенок долго остается укрыт семьей и школой от внешней социализации, требующей проявлять те или иные сильные стороны личности. И точно так же в конце жизни глубокий старик возвращается в младенческое с точки зрения социальных связей состояние. Почему для китайцев такая изолированная срединная Земля полагается идеальным состоянием – это вопрос самим китайцам.

Однако такое же разбиение длинных циклов смены психологических установок на пять разных стадий можно обнаружить на противоположном от древнего дальнего Востока и тоже изолированном древнем крайнем Западе. Майянский гороскоп включает 20 основных знаков, разбитых на пять циклов, которые как раз и соответствуют пяти стадиям социализации личности. В каждом цикле по четыре знака, ориентированных на Север, Восток, Юг, Запад в том же самом смысле, что и у китайцев – чередование типов или смены ведущих функций: интуитивной, духовной (ощущающей), эмоциональной (чувствующей), деятельной (мыслительной):

1-й  цикл – Мировое Дерево, Ветер, Ночь, Зерно;

2-й цикл – Змей, Череп, Олень, Восход;

3-й цикл – Вода, Собака, Мастер, Лестница;

4-й цикл – Тростник, Ягуар, Орел, Гриф;

5-й цикл – Землетрясение, Кремень, Гроза, Владыка.

В разных описаниях майянского гороскопа я не нашел названий для этих пяти циклов, явно заданных чередованием четырех цветов и «сторон света». Однако с учетом известных описаний характера для каждого знака-психотипа, совпадающих с доступным опытом «типизации» можно привязать эти пять циклов к пяти или шести возрастам личности или сообщества. При этом шестой, самый старший возраст будет возвращением на новом витке к первому циклу.

Знаки первого цикла психологически ориентированы на свою семью, друзей, дом или хутор, любимый лес или озеро для рыбалки. Это не значит, что они не могут или не хотят достичь социального статуса или высот профессионализма, однако их социальная мотивация направляется глубинной установкой, привязанной к надежным семейным и природным ценностям. Тут будет уместна поговорка «Сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Так что первый цикл заслуживает название «природного».

Второй цикл по социально-психологической структуре соответствует уже не детству, а молодости субъекта. Знаки второго цикла ориентированы на освоение сложных навыков той или иной профессии, но всегда нуждаются в руководящей инстанции и четких заданных рамках для практической деятельности. Поэтому даже в самом зрелом возрасте и на заслуженном отдыхе поводом для самоуважения личности или сообщества является максимальное владение практической техникой работы, даже если эта работа духовенского типа – в медицине, юриспруденции. Второй цикл назовем «техничным».

Третий майянский цикл соответствует взрослому периоду между молодостью и средним возрастом, когда основная энергия идет на эмоциональное выяснение отношений в браке или в бизнесе, на службе, но обязательно в конкуренции за влияние, лидерство. Самоуважение такой амбициозной личности зависит от внешних оценок и статусов, поэтому лучше быть «первым в провинции, чем вторым в Риме». Неважно в чем и где, но быть лучшим, хотя бы в мечтах. Назовем третий цикл – «амбициозным».

Четвертый цикл соответствует зрелости после кризиса среднего возраста. Здесь самым важным для личности является накопление социального опыта и наличие учеников, пациентов, паствы – которым этот опыт можно нести. Причем роль наставника личностью, имеющей ведущий знак из этого «наставнического» цикла, разыгрывается еще с детского сада. Для начала можно наставлять и плюшевого зайку или младшего брата.

Наконец, в пятом цикле, соответствующем самому зрелому, но активному возрасту, ядром самоуважения является способность систематизировать самые разные знания на основе интуиции, оперировать с новым интуитивно воспринимаемым знанием. Этот цикл можно назвать «старшим».

Несложно заметить, что в майянском гороскопе направление смены знаков внутри каждого цикла соответствует китайскому циклу – Вода, Дерево, Огонь, Металл. Но цикл из 5 циклов «закручен» в другую сторону – 1) Земля; 2) Металл; 3) Огонь; 4) Дерево; 5) Вода – и снова Земля для шестого старейшего возраста. Впрочем, на китайской круговой диаграмме отображены разные варианты циклов – и по часовой, и против, и наискосок линиями пентаграммы. Так что и в этом случае «ощупывание слона» разными и весьма удаленными друг от друга в пространстве-времени мудрецами дает схожие описания, не оставляющие сомнений в реальном существовании такого рода циклов и стадий.

В завершении этой главы вернемся к круговой схеме Эннеаграммы и заметим, что и там тоже знак Девятки (сбалансированного Миротворца или Посредника) стоит по центральной оси – одновременно и в конце, и в начале круга. А только этот тип (роль) может соответствовать срединному знаку китайской «девятки» - знаку Земли.

Продолжение следует

Tags: Китай, майя, параллели, психология, символика, философия, эннеаграмма
Subscribe

  • Тысячелетие вокруг Балтики (33)

    33. Ордынский порядок против орденского (начало, предыд.) Повторения истории, любые параллели, в том числе между четвертями Подъема и Надлома…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 89 comments

  • Тысячелетие вокруг Балтики (33)

    33. Ордынский порядок против орденского (начало, предыд.) Повторения истории, любые параллели, в том числе между четвертями Подъема и Надлома…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (31)

    31. Повторение истории – мать её (начало, предыд.) Проводить параллели между событиями разных эпох или разных цивилизаций нужно очень…