oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (7)

7. Перестановка слагаемых
(начало, предыд.)

Исторический экскурс к духовным корням потребовался для иллюстрации и для большей уверенности в назревшей гипотезе: Эмпирическая «эннеаграмма» отражает разделение множества разных психотипов на девять секторов, в зависимости от вектора равнодействующей ведущих функций четырех ипостасей личности. Каждая из четырех психических функций смещает вектор активности личности в ту или иную сторону. Для их обозначения в традиционных духовных системах применялись символы сторон света: Север – интуиция (И), Восток – ощущающая (О), Юг – чувствующая (Ч), Запад – мыслительная (М) функция по Юнгу.

Интуитивно понятно, что совпадение ведущих функций в двух и более ипостасях личности (деятельной, эмоциональной, духовной, творческой) усиливает смещение в одну из сторон. Более частое наличие двух соседних ведущих функций формирует смешанный вектор – с символическим направлением на Северо-Запад (И*М), Северо-Восток (И*О), Юго-Восток (Ч*О) или Юго-Запад (Ч*М). Наконец, наличие двух ведущих функций, противоположных по вектору (Ч*И или М*О) сдерживает проявления обоих, так что результирующий вектор оказывается ближе к умиротворяющему центру.

Соответственно, при трансформации «эннеаграммы» в таблицу 3х3 в центральной ячейке окажется «ленивый» 9-й сектор Миротворцев и Посредников. Кстати, наличие в эмпирической схеме Эннеаграммы двойных наименования тоже намекает на наличие разных типов, то есть сочетаний функций, проявляющих себя близко к одному из девяти результирующих векторов.

Также не вызывает сомнений «северный», интуитивный вектор для выраженных Мыслителей (Наблюдателей). Из всех ролевых типов Эннеаграммы только Пятерка стремится уйти из актуального социального пространства в интеллектуальное путешествие по миру идей.

Аналогично, из всех типов Эннеаграммы только Достигатель (Карьерист) имеет выраженный «западный» вектор рационально (и материально) обусловленной экспансии.

Скептик (Лоялист) проявляет себя, прежде всего, во внимании к значимым именно для него деталям, всегда найдет повод придраться к мелочам, только лишь бы возразить и быть на равных. При этом «лояльность» заключается в готовности и далее следовать за объектом узко сфокусированного созерцательного внимания (ощущения). Скорее всего, именно этой Тройке соответствует «восточный» вектор.

Наконец, из всех ролевых типов Эннеаграммы самым амбициозным является Босс (Челленджер). Для Бросающего вызов главное – успех, измеримый по той или иной эмоционально окрашенной шкале. Это подразумевает выраженный «южный» вектор или преобладание чувствующей функции.

Оставшиеся четыре смешанных ролевых типа Эннеаграммы распознать и распределить по четырем угловым ячейкам будет немного сложнее. Так что в качестве промежуточного итога имеем вот такую картинку.

С-З

Север

(интуиция)

С-В

?

5. Мыслитель

?

Запад

(мышление)

3.Достигатель

9.Миротворец

6.Скептик

Восток

(ощущение)

?

8.Босс

?

Ю-З

Юг

(чувство)

Ю-В

Можно сразу отметить любопытное совпадение связки «3-9-6» трех секторов по срединной горизонтали в таблице и такой же связки в виде центрального треугольника на круговой схеме Эннеаграммы. Однако интерпретировать это совпадение пока еще рано. Вместо этого попробуем расставить по своим местам  Помощника, Индивидуалиста, Энтузиаста и Перфекциониста.

Лично мне проще начать с Помощника, как наиболее близкой для Мыслителя роли. Одной из главных черт Помощника является сфокусированность на объекте (клиенте), которому необходима помощь, причем на проблемных сторонах этого объекта. В этом проявляется ощущающая функция, «восточная». При этом Помощник точно не озабочен «южными» светскими амбициями, своим местом на социальной шкале. Тем не менее, внимание к чужим недостаткам, реальным или мнимым, не является для Помощника средством самоутверждения, как для Скептика. Помощник руководствуется неким умозрительным идеалом, достичь или приблизиться к которому нужно помочь клиенту, чтобы тем самым ощутить и самого себя достойным благодарности общества. Так что для Помощника, он же Друг, однозначно зарезервирован Северо-Восток.

Для Индивидуалиста (Романтика) также характерно «восточное» внимание к деталям, но для него не менее важны «южные» амбиции, сравнение себя и других по связанной с этими деталями, узким фокусом внимания социальной шкале. Романтику, как это ни странно звучит, наплевать на умозрительные идеалы, но вот нацепить на мачты «алые паруса» ради пущего эффекта и самоутверждения, чтобы потом можно было всю жизнь об этом рассказывать – это как раз про него, Индивидуалиста. Так что самое место ему – на Юго-Востоке.

Самым сложным оказалось расставить на два оставшихся места Перфекциониста и Энтуизиаста, которые в своей «западной» рациональной активности очень похожи и друг на друга, и на Достигателя. Так что вопрос в том, кто из этих двух руководствуется кроме рационального описания поля деятельности – социально обусловленными амбициями, а кто – умозрительными идеалами.

Конечно, само слово Энтузиаст указывает на активность, ведомую идеалами или к идеалам. Однако при этом есть вероятность ошибки в наименовании со стороны авторов Эннеаграммы. Так что все равно нужно проверить эту догадку по «симптомам», чертам личности, приписываемым психотипам из этого ролевого сектора. Энтузиаст, он же Оптимист, он же Эпикуреец – согласно описанию черпает энергию из новых идей и новых попыток их материального воплощения. Появление новых идей в виде неких картинок, увиденных внутренним взором – указывает на сильную интуитивную функцию. Но при этом, в отличие от сугубого Мыслителя, Энтузиасты стремятся к материальным благам и результатам, как и Достигатели. Так что можно считать доказанной ориентацию на Северо-Запад. Особенно, если мы найдем «южные» черты у оставшегося первого сектора Эннеаграммы.

Одной из ключевых черт Перфекциониста (Реформатора), помимо стремления к конкретному материальному результату, является желание уклониться от негативной оценки со стороны начальства. Для этой роли или типа очень важна внешняя оценка результатов работы и серьезности его социального статуса. Впрочем, следует заметить, что в описании черт Перфекциониста наши эмпирики тоже используют слова «внутренний идеал», которым руководствуется Реформатор. Однако при ближайшем рассмотрении этот «внутренний идеал» оказывается усвоенной внешней социальной шкалой ценностей, а вовсе не интуитивным умозрительным провидением. Так что есть смысл закрепить за Перфекционистами направление на Юго-Запад, то есть сочетание эмоциональной амбициозности чувствующего типа с рациональной моторностью типа мыслительного или деятельного.

В окончательном итоге мы имеем такую вот таблицу в компактном виде:

7

5

2

3

9

6

1

8

4

Продолжение следует

Tags: версия, психология, философия, эннеаграмма
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments