oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (11)

11. Внимание к влияниям
(начало, предыд.)
Из эмпирической схемы Эннеаграммы нам осталось проследить так называемое «влияние соседних знаков». Причем соседние знаки-цифры круговой схемы на более основательной «векторной» схеме, как правило, оказываются на противоположной стороне таблицы. И можно не учитывать центральную Девятку, вписанную в круговую схему, в общем-то, по ошибке.

Мы считаем, что у нас не девять разных психотипов, а намного больше, но все они попадают в девять секторов и проявляются в девяти основных социальных ролях. Так что в каждом секторе есть несколько вариантов психотипов. Для «осевых» секторов (3з, 5с, 6в, 8ю) ведущая функция одна, а остальные функции либо намного слабее, либо друг друга уравновешивают. Для «угловых» секторов (7сз, 2св, 1юз, 4юв) варианты могут иметь разный порядок двух ведущих функций. Собственно, именно наличие девяти основных секторов в достаточно надежной и проверяемой на практике эмпирической схеме и доказывает наличие в психике, как минимум, двух разных ведущих функций.

При этом мы, вслед за многими древними и современными эмпирическими учениями предполагаем наличие еще одной или двух менее выраженных функций (ипостасей), которые также хотя бы немного влияют на проявление основой роли. Так, в майянском учении о психотипах каждая из двух ведущих функций (ипостасей), выбранная из четырех вариантов («сторон света»), имеет также связь с одним из пяти циклов. Эти пять майянских циклов имеют полное соответствие в пяти знаках китайской системы – Земля (Центр), Металл (Запад), Огонь (Юг), Дерево (Восток), Вода (Север). То есть наряду с основным сочетанием двух ведущих функций (ипостасей) каждый психотип имеет дополнительное влияние сочетания еще двух таких же функций.

Аналогично и в развитии китайской натурфилософии наличие 64 гексаграмм вокруг центра намекает на удвоение первоначального набора из двух ведущих функций. Или другими словами – каждый сектор Эннеаграммы имеет внутри себя такую же векторную табличку влияний, в субсектора которой попадают конкретные психотипы. Соответственно, «таблица таблиц» из 8 главы отражает более тонкую структуру секторов и подсекторов.
Теперь можно ответить на вопрос, почему речь в эмпирической круговой схеме идет о влиянии всего лишь двух «соседних», а не всех восьми остальных знаков-цифр. Во-первых, влияние «цифр», соседних по таблице, а не по кругу – не может быть заметно на фоне фактической постоянной «миграции» из основной роли в соседние сектора. Во-вторых, влияние секторов, куда происходит временный переход в крайних состояниях покоя и стресса, тоже тем самым учтено и замаскировано. Тогда остается только три сектора из восьми, и нужно ответить на уточняющий вопрос: почему признается влияние только двух секторов из этих трех оставшихся?

Скажем, для Помощника (2св) признается влияние Перфекциониста (1юз) и Достигателя (3з) и не считается влияние Энтузиаста (7сз). Можно заметить, что Двойка и Единица оказываются взаимодополняющими наборами ведущих функций, что означает психологическое притяжение между такими личностями, образование устойчивых связей (тандемов), при которых оба партнера действуют каждый в своей среде: деятельной или деловой – Перфекционист и на стыке интеллекутальной и духовенской – Помощник. Так что в их периодическом общении речь идет фактически о взаимной тренировке не самых сильных третьей-четвертой функций в их собственной психике. И в дальнейшем после такой тренировки работа в своей среде будет более успешной под влиянием этой дополняющей роли. В этом смысле понятно взаимное влияние двух этих ролей.
Достигатель тоже будет оказывать похожее влияние на Помощника, но только по одной – «мыслительной», а более точно – рационально-деятельной функции. Влияние Тройки на Двойку будет не столь полезным, как наоборот – Помощник будет влиять на две не главные функции Достигателя. Такая же двойная польза будет для Тройки от влияния Индивидуалиста (4юз).

А вот влияние Энтузиаста (7сз) на Помощника(2св) будет больше настолько, насколько сам Энтузиаст деятелен. «Северо-западный» сектор может включать типы с ведущей интуицией, и тогда более интуитивный Энтузиаст, скорее, отталкивается и не влияет на партнера из «северо-восточного» сектора. А если Энтузиаст более деятелен, чем интуитивен, то его влияние такое же, как у Тройки. Наверное, из этой неопределенности наличия-отсутствия влияния эта возможная связь выпадает из «круговой схемы».

Впрочем, для того же Индивидуалиста (4юв) влияние дополняющих секторов 3з и 5с признается, а еще более сильное дополняющее влияние сектора 7сз – нет. Так что тут тоже возможно искажение оценок ради «красивости» схемы, потому что объективно влияние на Четверку сразу двух «соседей по кругу» - и Тройки, и Пятерки эквивалентно влиянию одной Семерки. Но если признать влияние всех знаков, то красивой круговой схемы не получилось бы.

Еще вопрос – почему эмпирическая схема не признает влияние на Скептика (6в) наряду с дополняющим его Энтузиастом (7сз) столь же дополняющего Перфекциониста (1юз)? Вместо него во влияющие соседи записан объективно менее дополняющий Мыслитель. Однако кроме дополнительности набора функций в реальности интуитивный Мыслитель влияет на духовенский созерцательный тип Скептика своим творчеством, его результатами. Причем значительно сильнее, чем влияет тренировка чувствующей функции «южными» дополняющими психотипами из секторов 1юз и 8ю. Кроме того, для «духовенской» среды (преподаватели, художники, врачи, церковники) взаимодействие с деловой или деятельной средой весьма редко и эпизодично, регулярной тренировки, а значит и влияния не происходит. Таким образом, эмпирическая схема отражает не саму возможность влияния, а его вероятность, статистику, а кроме того смешивает два разных вида влияния – собственно взаимодействия дополняющих психотипов и результатов работы интуитивных личностей.

Аналогичная асимметрия влияния результатов деятельности, более сильного, чем влияние личного общения имеет, похоже, место для сектора Посредника (9ц). Для этих смешанных типов с умеренной интуицией более чувствительными будут результаты деловых Боссов или деятельных Перфекционистов. А вот символические результаты романтичных Индивидуалистов не столь впечатлят. И вообще многое зависит от того, к какому из подсекторов Девятки конкретный психотип относится. Так что влияние на Девятку только двух «деловых» секторов объяснимо, но не личностными влиянием. А сугубо психологическое влияние на разные типы Посредников могут оказывать вообще все другие более выраженные сектора. Что же касается обозначенного влияния Девятки на два «деловых» сектора 1юз и 8ю, то в схему оно включено сугубо для симметрии. Этот смешанный сектор находится в центре влияния остальных, но сам влияет на них слабо, не личностными качествами, а только как проводник чужого влияния, посредник.

Итак, можно подвести промежуточный итог первой части нашего философического расследования. Нам удалось выдвинуть основательную гипотезу о том, что речь идет не о конкретных психотипах, а о девяти ролевых проявлениях разнообразных типов. Также нашлось основательное объяснение, почему таких основных ролевых секторов – девять, что вытекает из наличия четырех основных психических функций и девяти возможных векторных комбинаций проявления одной - двух ведущих функций или ипостасей данной личности.

При этом мы абстрагировались от вопроса о конкретных сочетаниях и числе разных психотипов, поскольку в разных эмпирических системах предполагается разная структура личности и разная классификация психотипов. Кто его знает, может быть, эта классификация действительно объективно разная для разных цивилизаций, западных и восточных вариантов структуры и наборов психотипов? А может быть и не так. Тем не менее, возможность анализировать психологические роли и их взаимосвязи без такого предварительного решения вопроса о структуре – дает шанс приблизиться к ответу на этот более сложный вопрос.

Практически все эмпирически найденные регулярности и особенности девяти ролевых секторов удалось объяснить на основе известных нам по учению Юнга, а также из собственного опыта особенностей природы четырех психических функций. Разве что для более точной характеристики следует называть «мыслительную» по Юнгу функцию – деятельной. Наименование «мыслительная» - крайне неудачно для функции, обращенной не к умозрительной интеллектуальной активности, а к материальной реальности, пусть даже к ней прилагаются готовые рациональные схемы и известные мысли.

Также и «ощущающую» по Юнгу функцию можно назвать «созерцательной», что отражает одновременно сдержанность во внешней экспансии и сфокусированность лишь на отдельных сторонах бытия – например, как врач на болезнях или юрист на спорах. А то у нас в русском обиходе «ощущающую» и «чувствующую» можно спутать, как и вариант «сенсорная». Поэтому и для «чувствующей» функции лучше применять более точное определение «оценочная» или «эмоциональная», поскольку оценка идет через эмоции.

Кроме эмпирических описаний в учении об Эннеаграмме есть еще не самые надежные обоснования и отсылки к древним религиозным корням, как святоотеческое учение о смертных грехах, а также попытки вывести генезис психологических типов или ролей из гипотетических ситуаций в раннем детстве – пусть и не такие заумные, как у фрейдистов. Эти схоластические упражнения мы разбирать и анализировать не станем. Лучше обратимся к каким-либо еще популярным современным эмпирическим схемам.

Продолжение следует
Tags: анализ, психология, философия, эннеаграмма
Subscribe

  • Тысячелетие вокруг Балтики (37)

    37. Необходимое отступление (начало, предыд.) Прежде чем продолжить разметку русско-балтийской ветви истории, сделаем небольшое философское…

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • Работа над ошибками (9)

    9. Все только начинается (начало) Не знаю, как у других, а для меня нет интереснее занятия, как найти ошибку в своих предыдущих аналитических…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments

  • Тысячелетие вокруг Балтики (37)

    37. Необходимое отступление (начало, предыд.) Прежде чем продолжить разметку русско-балтийской ветви истории, сделаем небольшое философское…

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • Работа над ошибками (9)

    9. Все только начинается (начало) Не знаю, как у других, а для меня нет интереснее занятия, как найти ошибку в своих предыдущих аналитических…