oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (13)

13. Динамика в цвете
(начало, предыд.)
Возможно, самый главный вывод из первой части философского исследования «корней и кроны» Эннеаграммы – это вполне обоснованная зависимость измерений социо-психологической роли (фенотипа) от самого наблюдателя. Притом что наблюдатель или измеритель, скорее всего, относится к «северному», интуитивному или «восточному», созерцательному типу. Измерение социальной роли, выявление параметров, влияющих на оценку социопсихотипа может происходить и, как правило, происходит при участии или после участия наблюдателя в социальном взаимодействии с типируемым субъектом.

При таком взаимодействии, так или иначе, но работают законы отталкивания одинаковых ипостасей и, наоборот, притяжения взаимно дополняющих психотипов. Так что даже самое методически выверенное измерение окажется искаженным, пусть и не сильно. Например, если Мыслитель (север) оценивает Помощника (северо-восток) только на основе их взаимного общения, то скорее увидит в нем Скептика (восток).

Закон отталкивания близких психотипов проявляется, в частности, в известном психологическом феномене «проекции». Людей чаще всего раздражают и отталкивают в партнерах именно те негативные черты, обратная сторона своих же достоинств, которые нами, как правило, не осознаются или вытесняются из самооценки. Хотя проявление этого закона психологии тоже неоднозначно и зависит от динамики отношений. На первых стадиях знакомства близкие психотипы, наоборот, притягиваются за счет одинаковых позитивных качеств, и лишь при достаточном сближении и тесном взаимодействии начнут действовать силы отталкивания. То есть общая структура динамики отношений – все та же: Подъем, Надлом и, если повезет, Гармонизация за счет баланса на выбранной для этого удобной дистанции отношений или с участием удобного посредника.

Обязательный учет динамики отношений, в том числе динамики и стадии развития личности – это второй главный вывод из первого. Врожденный (либо фиксированный при рождении, либо на очень ранней новорожденной стадии) психотип на разных стадиях жизни может и, скорее всего, будет проявляться в разных вариантах текущей динамики смены социальных ролей. Базовая социальная роль, вокруг которой идет смена текущих ролей, тоже может меняться с возрастом или, как минимум, сдвигается фокус влияний других социопсихотипов в рамках базовой роли.

Собственно, исходная, «корневая» натурфилософская модель, хоть китайская, хоть майянская – описывает динамику такого рода смещения фокуса влияний. Пять знаков или расцветок соответствуют первым пяти стадиям развития личности – «желтый» (Земля) стадия детства, «белый» (Металл) – стадия юности, «красный» (Огонь) – активная стадия, «зеленый» (Дерево) – зрелая стадия, «синий» (Вода) - философская стадия, а затем опять «желтая» стадия Гармонизации. Границы между стадиями развития слегка размыты, неопределенны, но тем же древним китайцам было проще привязать эти границы к 12-летним циклам. Хотя, скажем, подростковая стадия с 13 до 18 лет остается частью детства, но действительно испытывает большое влияние со стороны старших юношеских возрастов.

Можно предположить, что на самых ранних стадиях развития социума, субъектами в которых были не индивидуальные, а родовые личности – динамика социальных ролей была намного более простой, чем на развитых и социально дифференцированных стадиях. Отсюда происходит исходная цепочка из срединного ядра и четырех диграмм. Детство, как и старость, принадлежат срединному кругу и дополняют друг друга. Юность и первая молодость смещены по социопсихотипу «на запад», в сторону освоения инструментов (металла) и внешней экспансии за материальными результатами. Активная взрослая стадия смещена «на юг» в сторону эмоционального выяснения отношений, кто тут босс, а кто просто индивидуалист, перфекционист или посредник. Зрелая взрослая стадия идет «на восток» в сторону наставничества и критики, передачи опыта.

Неудивительно, что современные попытки исследовать и вплести в «крону» новой психологии аспект динамики оказываются во многом повторением, а может быть даже и слегка прикрытым заимствованием древнекитайской динамической «цветовой» схемы. Речь о так называемой «спиральной динамике» Грейвза с цветовыми обозначениями стадий развития. Здесь также есть шесть основных стадий – бежевая, фиолетовая, красная, синяя, оранжевая и зеленая. Плюс добавлены гипотетические две стадии якобы высшего уровня – желтый и бирюзовый.

В общем-то, понятно, откуда могли эти две дополнительные стадии взяться. Пять китайских стадий по12 лет дают 60-летний цикл, а продолжительность жизни, сейчас уже и средняя тоже, может захватывать и еще два цикла. Хотя на самом деле вторая «желтая» стадия Гармонизации намного более растянута по своим внутренним событиям, чем более динамичная «желтая» или «бежевая» (для видимого отличия) стадия детства.

Остальная цветомаскировка цельнотянутой у древних китайцев концепции отчасти даже совпадает с исходными цветами стадий. При этом мотивом для замены цветов и для всей маскировки не может не быть конъюнктурная идеологизация в леволиберальном университетском сообществе США и в целом Запада. Красная «коммунистическая» и синяя «правоконсервативная цветовая символика очень удачно легли на «отсталые» фазы развития. Зато право- и леволиберальные оранжевый и зеленый цвета оказались на самом верху основной части «спирали развития».

Вообще мозаичная, не связанная фундаментальной моделью картина исследований современной психологии оставляет широкий простор для крайне идеологизированных интерпретаций и конъюнктурных теорий. Тот же Уилбер в своем обзоре указывает на полтора или два десятка различных линий развития личности: когнитивное, аффективное, моральное, духовное, межличностное, развитие «самости», эстетическая, кинестетическая, математическая и другие линии. При этом развитие каждой из этих психологических способностей сугубо индивидуально – может быть и очень быстрым, и замедленным, прерывистым в зависимости от социальных условий, здоровья и иных факторов. Однако при этом каждая линия развития обязательно проходит через одинаковые большие стадии, то есть на самом деле испытывает свой собственный Подъем, Надлом и Гармонизацию.

Наличие такой крайне неопределенной и сильно дифференцированной картины развития личности оставляет простор для идеологизации, политической конъюнктуры, когда «доказать» и обосновать с помощью презентаций и графиков можно любые иррациональные людоедские или грантоедские подходы, необходимые здесь и сейчас для удержания власти и влияния финансовыми глобалистами.

Избавить современную психологию от конъюнктурной идеологизации, направить в конструктивное русло взаимосвязанных, а не мелкотемных отрывочных исследований – может только фундаментальная теория, описывающая динамику развития личности – не только большие стадии Подъема, Надлома и Гармонизации, но и внутреннюю структуру каждой из 12 четвертей больших стадий и 32 стадий развития личности. Тогда можно найти внутри этой динамической структуры периоды развития, благоприятные для тех или иных конкретных направлений (комплексов) и линий развития – навыков, мотиваций, ограничений, символического моделирования.

Кстати, видимое отсутствие или недостаточность «математической» линии развития в традиционных обществах – не означает отсутствия в них «символической жизни» (по Юнгу), скорее наоборот. На ранних стадиях развития общества символическое моделирование (карта) Ойкумены и Вселенной достигалось с помощью языка сначала сказочного эпоса, а затем религии. Да и сама математика родилась как часть религиозного культа древних цивилизаций.

Еще одно необходимое замечание по итогам первой части исследования. Любое наблюдение и измерение зависит от качества используемой символической модели, ее эвристической силы. Скажем, в странах и народах, где в языке «синий» и «голубой» называются одним словом (например, blue), наблюдение радуги описывается и затем воспроизводится в модели шестью полосами, а не семью, как в русском восприятии.

Точно также девять секторов Эннеаграммы будут влиять на восприятие и на дальнейшее описание социопсихологической реальности. В том числе и поэтому нужно не ограничиваться готовыми, пусть и удачными для каких-то простых задач моделями, но представлять, из каких символических корней и реальных глубинных функций они вырастают. Так, вполне возможно, что не менее древняя, чем у китайцев, модель из 12 знаков Зодиака тоже имеет отношение к описанию социопсихологической реальности.

Анализируя внутреннюю структуру Эннеаграммы и проецируя ее на таблицу из 9 древнекитайских  знаков (срединное ядро + 8 триграмм), мы обнаружили, что в «угловых» знаках-триграммах ведущей может быть как одна, так и другая из двух психологических функций. Например, в северо-западном углу таблицы ведущей может быть интуиция, а может быть «мыслительная» (по Юнгу) функция, она же деятельная, «белая». Совсем не случайно в Эннеаграмме дается по два названия для «угловых» секторов: Перфекционист / Реформатор, Индивидуалист / Романтик, Помощник / Друг или Энтузиаст / Оптимист.

То есть при более внимательном анализе пересекающихся кругов четырех базовых функций, кроме срединного сложного сектора, повторяющего общую структуру, внешний круг будет состоять не из восьми, а из двенадцати секторов, как в Зодиаке. Древняя социально-психологическая модель, использующая именно такую дифференциацию, тоже известна, но применяется не к личной психологии, а к народам – это астрология Манилия.



Продолжение следует
Tags: Зодиак, Уилбер, анализ, идеология, психология, символика, философия, эннеаграмма
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…