oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Корни и крона психологии (15)

15. Эмпирический бег по кругу
(начало, предыд.)
Пофилософствуем еще немного о пользе эмпирических теорий, как и об обратной стороне – принципиальной ограниченности, порождающей болото спекуляций вокруг.

Без частных теорий, решающих те или иные частные задачи, невозможно даже приблизиться к пониманию глубинных закономерностей, скрытых во внешних случайностях. Это как разного калибра, фактуры, цвета, степени прозрачности окошки в неведомый внутренний мир. Каждая частная теория как взгляд с иного ракурса добавляет новую информацию, но не отделяет ее от связанных с частным инструментом искажений. Собственно, именно об этом накоплении частных теорий и неочищенной фактуры иносказательно говорится в евангельском пророчестве о будущей психолого-исторической науке, позволяющей «отделить зерна от плевел».

Любой процесс освоения знаний (линия развития) проходит четыре общие ступени своего Подъема, соответствующие четырем основным психологическим функциям и четырем ипостасям личности: 1) моторно-деятельное освоение материальной реальности, 2) словесно-эмоциональное маркирование объектов; 3) конкретно-операциональное эмпирическое мышление; 4) формально-операциональное символическое мышление. Соответственно, формирование из отдельных наблюдений эмпирических обобщений составляет третью четверть Подъема будущей науки.

Чтобы сформировать эмпирическую систему для конкретных операций, все равно нужно опереться на некую систему координат, внешнюю разметку предметного поля. Для древних натурфилософских обобщений такой естественной сеткой координат является смена времен года, фаз луны и производные циклы – проекции, как китайский цикл из 12 лет по аналогии с 12 месяцами в году. Тем самым объект наблюдения ученых жрецов из числа паствы получает дополнительный внешний параметр – скажем, зодиакальный знак. На основе этой дополнительной разметки можно уже обсуждать сходства и различия в поведении подопечных – так же, как пастухи могут обсуждать различия белых, черных или пегих овец.

Мы можем даже предположить, почему в мезоамериканской цивилизации такая эмпирическая система майянского календаря оказалась более развитой и детальной, чем в древних цивилизациях Старого Света. На благодатных просторах Европы отбор кадров на пригодность для тех или иных социальных ролей проходил проще – в ходе регулярных военных кампаний и межвоенных приготовлений. Другое дело – на плодородном, но изрезанном горами пространстве Центральной Америки, там регулярное аграрное перенаселение отдельных долин и городов-государств чаще приводило к внутренним катаклизмам, а не к внешней экспансии. Соответственно, выживание доминирующей касты жрецов, а не аристократии зависело от учета природных и социальных циклов, а также от отбора кадров. Размножение в благоприятные периоды не только крестьян или торговцев, но и жреческого сословия не могло не приводить к обострению конкуренции в виде появления ересей – новых вариантов эмпирических систем на основе тех или иных вариаций и сочетаний временных циклов. По итогам большого числа реальных кризисных циклов перенаселения и взаимного истребления происходил своего рода естественный отбор наиболее точных «социальных хронометров».

В намного более благоприятной Европе ситуация аграрного перенаселения и при этом исчерпания подходящего пространства для экспансии сложилась в XIII-XV веках. Не удивительно, что этому времени соответствовал рост социальной активности духовенства, инквизиции и печатания индульгенций, но также и расколов западноевропейской церкви, появления протопротестанстких ересей, расцвет алхимических и астрологических школ. При этом активно развиваемая астрология становится прародительницей не только для современной астрономии, но и для эмпирической психологии гороскопов. Достаточно привести отрывок из автогороскопа знаменитого астронома Иоганна Кеплера:

«Человеку этому на роду написано проводить время главным образом за решением трудных задач, отпугивающих других… Даже непродолжительное время, проведенное без пользы, причиняет ему страдание… В денежных вопросах он почти скуп, в экономии тверд, строг к мелочам и ко всему, что приводит к напрасной потере времени. Вместе с тем он питает к работе непреодолимое отвращение, столь сильное, что часто лишь страсть к познанию удерживает его от того, чтобы не бросить начатое».

Классическое описание интровертного социопсихотипа Мыслителя, как видим, было дано за триста с лишним лет до создания эмпирической системы Эннеаграммы. Вера астрологов, в том числе Кеплера, во взаимосвязь астрономических и социальных циклов, а также в зависимость личной судьбы от времени и места рождения под разными знаками Зодиака и сочетаниями светил – обеспечила мыслителей достаточно развитой и тонкой внешней сеткой координат. Поэтому на этой основе духовному сообществу астрологов и его лидерам вполне можно было наблюдать и обсуждать не только предрасположенность к той или иной социальной роли, но и довольно тонкие нюансы личной психологии. А без таких внешних координат, полагаемых за внешние признаки субъекта, такие обобщения и конкретные операции предсказаний, составления гороскопов были бы невозможны. Хотя более правильно называть гороскопы не предсказаниями, а самосбывающейся основой для синхронизации личных планов тогдашних элитариев. Мода на гороскопы и довольно высокая плата за них просто вынуждали благородное общество следовать прогнозам.

Тем временем взаимосвязанные успехи астрономии и мореплавания вернули западноевропейскую цивилизацию в привычную колею внешней экспансии и господства аристократии, которую еще через триста лет сменила буржуазия. Так что астрологическая линия развития эмпирической психологии надолго увяла, и новых конкретных подходов и эмпирических плодов пришлось ждать до середины ХХ века. Созревание культурной мировой революции на основе естественнонаучного мировоззрения добралось и до «черного ящика» новой психологической науки.

Соответственно новейшей интеллектуальной моде начала ХХ века эмпирическая психология возродилась и получила общественное одобрение на основе «научной веры» в измеримость всего сущего и торжество эксперимента, а также авторитета корифеев науки. Если доктор Юнг обнаружил четыре основных функции и дополнительный параметр «экстравертности/интровертности», то из этой авторитетной теории о внутреннем устройстве «черного ящика» психики – вполне можно создать уже не метафизическую, а «научную» сетку координат для эмпирической системы. Вместо знаков Зодиака или набора астрологических аспектов типируемый субъект можно пометить современным маркером, например, в виде четырехбуквенного кода. Как это сделано в одной из самых удачных и потому популярных эмпирических систем типологии Майерс-Бриггс (MTBI).

Легкую методологическую подмену системы измеряемых параметров на систему внешних координат, формирующих пространство эмпирической модели, - не заметили, похоже, и сами авторы – Майерс и Бриггс. Не заметили, поскольку думали о конкретных практических задачах подбора кадров для индустриальных корпораций, а вовсе не о философских и научно-методологических материях. Конкретные задачи сообщества кадровиков (HR) эмпирическая система решала и решает удовлетворительно. Авторитет Юнга как научного первооткрывателя психотипов и их параметров – тоже не пострадал. Так что на Западе никто философской и методологической критикой системы MTBI не занимался, а только попытками улучшить вопросники для тестирования или уточнить методики подведения их итогов. Хотя и сами адепты MTBI признают несовершенство методики измерений – неортогональность осей системы координат (параметры заметно коррелируют друг с другом). Но ничего лучшего пока не придумали для практического употребления даже не специалистами, а раз система работает, то и ладно.

Косвенным признанием успешности западной эмпирической системы MTBI было почти полное игнорирование со стороны советской психологической школы. Могли бы и раскритиковать очередную «буржуазную» теорию, но вместо этого в СССР была создана своя, альтернативная типология – соционика, отличающаяся, по сути, терминологической интерпретацией основных положений типологии Юнга. Ну и кодировкой психотипов – вместо четырехбуквенного кода Майерс-Бриггс, например, INTP, в соционике приняли трехбуквенный код – СЛЭ (сенсорно-логический экстраверт).

Примерно понятна причина такой слегка лицемерной перелицовки американской MTBI в советскую  «соционику». Пользоваться «буржуазной» теорией, тем более в кадрах Вооруженных Сил СССР на передовом краю прогресса – идеологически неправильно, а  потому опасно для карьеры. Тем не менее, практические задачи подбора кадров, а также психологической совместимости экипажей ядерных бомбардировщиков или атомных подводных лодок – решать тоже нужно. Иначе происходят неприятные инциденты на борту с еще большей опасностью для карьеры руководства. По всей видимости, именно этим объясняется видимое серьезное отличие «соционики» от MTBI – работа не только с отдельными психотипами, а с парами психотипов на предмет их совместимости.

И все же, несмотря на удовлетворительную, но не стопроцентную работу тестов и рекомендаций MTBI, как и соционики, за полвека эти эмпирические теории не помогли продвинуться к более глубокому пониманию процессов внутри «черного ящика» психики. Скорее, наоборот, с развитием компьютерных сетей сегодня в моде еще более широкий и поверхностный подход к оценке (классификации) личности на основе произвольных параметров и сравнений, что сейчас пафосно называют технологиями «искусственного интеллекта». Эти методы тоже отчасти работают – можно на основе эталона, измеренного по большому числу параметров, найти его аналоги. Например, на основе параметров поведения уже известных террористов найти людей с похожим поведением. Наверное, для оперативной проверки и профилактики тяжких последствий – эта экстенсивная методика годится, но для понимания глубинных причин и развития реального научного интеллекта  – вообще ничего не дает.

Так что нам лучше вернуться к более приближенному к научной аналитике Юнга варианту MTBI, и посмотреть на него более внимательно и критично. Какие именно недостатки, не замеченные авторами эмпирической системы, не дают ей развиваться в более глубокую и точную сторону? И почему «соционика» как вариант той же системы стала основой столь большого количества бесплодных спекуляций?

Продолжение следует
Tags: mbti, майя, мыслитель, психология, соционика, философия
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments