oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Раз уж "взялся за гуж",

 в смысле за Идеологию, придется обобщить поступившие предложения и пожелания.
Особенно ценную творческую работу проделал уважаемый 17ur, который даже сделал попытку синтезировать некоторую, нет, не теорию, но методологию измерений "теорий". Он предожил использовать две отдельные линейные шкалы - одну для теорий, то есть умозрительных построений, имеющих предметом "тела" в самом общем смысле. Другую шкалу - для теорий, имеющих предметом "отношения" или "связи".  
Единицу измерения для этих двух шкал Джагг подразумевает общую, но но определяет не явно, а подразумевая интерполяцию между двумя заявленными полюсами: на первой шкале - это "Искусство" и "Наука", на второй - "Религия" и "Идеология".  
 
Сразу скажем, что при ближайшем рассмотрении попытка эта вполне неудачная, если рассматривать ее как конечный продукт. Но если рассматривать как философское упражнение, то есть набор необходиых "зерен смысла", связанных системными связями, то безусловно это движение в правильном направлении, поддъем на одну ступеньку. Нужно только не сосредотачиваться на самой ступеньке, чтобы не споткнуться.
Как можно усовершенствовать "Модель Джагга"?  Во-первых, можно объединить две шкалы в одну двумерную систему координат, раз уж размернойсть обеих линейных шкал совпадает. Тогда по оси "Х" у нас будет шкала, измеряющая не что иное, как степень Неопределенности или Определенности.  А по оси Y - степень чего-то, что можно назвать "замкнутость-открытость".
Дело в том, что было ошибкой говорить, что Наука вообще не изучает отношения и связи между элементами. Достаточно вспомнить, что и "корпускулярная" и "волновая" теория в классической физике относились к науке, а не к идеологии. А что уж говорить о квантовой физике, в которой свойства частицы не отделимы от ее отношений со средой. 
Методологическая ошибка Джагга заключается в излишнем расширении поля измерений. Если бы он написал "Гуманитарная Наука", то постановка вопроса оказалась бы правильной. Однако, даже методологическая ошибка при движении в правильном направлении дает пищу для ума и энергию для движения. 
Фактически две "шкалы Джагга" - это аналогия двух разрозненных шкал (из двух школ) класической физики - "корпускулярной" и "волновой". И нам тоже требуется синтез в двумерную, "квантовую" сетку координат.
Заметим также, что в квантовой физике одним из главных является именно понятие "неопределенности". И не просто понятие, но также и шкала, возможность измерения степени "неопределенности" .

Вторая безусловная интеллектуальная заслуга Джагга - указание на некий обобщенный  "процесс освоения действительности", в том числе на конкретных примерах. И на важную роль, которую имеет Идеология в такого рода процессах, которые для краткости стоит назвать "процессами адаптации" или просто "адаптацией". Причем, очевидно, субъектом адпатации может быть как индивидуум, таки сообщество - малое или большое.
Так вот, не менее очевидно, что процесс адаптации развертывается в некотором субъективном времени сообщества или личности. при этом можно измерять это субъективное время адаптации квантами определенности - от самого нижнего уровня к самому высокому.
В такой интерпретации мы можем экстраполировать нашу сетку координат по шкале адаптации за пределы чисто теоретической деятельности человека или сообщества, на его практическую деятельность. Ведь "освоение действительности"  всегда имеет практическое значения для людей, а не чисто теоретическое. Хотя, чтобы оставаться в пределах внутреннего мира человека, нужно говорить об общей психологической шкале адаптации, включающей квантовые переходы, связанные с теоретическим освоением действительности. 
Тогда обобщенная шкала может выглядеть так:
Полная неопределенность (Дезадаптация, Стресс) -  ... - Негативное знание (Образы стресса, Мифология) - Система негативных знаний (Религия)  - Система "зерен смысла" (Философия" -... - Научная Идеология -  Научное Знание - Научная методология - Практическая Адаптация (Полная определенность).

Пожалуй на данном этапе будет достаточно. Мы модернизировали "шкалу Джагга" в обобщенную "шкалу адаптации", но для модернизации второй оси координат доступных "зерен смысла" пока недостаточно. Может кто подкинет?

Однако уже сказанного вполне достаточно для некоторых выводов и обобщений о роли и месте Идеологии.

Во-первых, Идеология как форма умозрительных построений, действительно, является одной из преходящих форм освоения действительности. В том числе освоения действительности таким большим сообществом, как человечество в целом. На шкале весмирно-исторического процесса именно двадцатый век был веком безраздельного господства Идеологии.

Сущность Иделогии как формы теоретического знания заключается в втом, что сформированы и систематизированы знания об элементах (научные классификации), то что называется Картезианской Наукой, но еще не сформированы точные знания о связях, точнее о волновых процессах. Поэтому степень неопределенности, хотя и намного меньше, чем во времена Мифологии, Религии или Философии, но все же существенна.
Между тем интеграция социальной системы возросла пропорционально степени определенности, взаимосвязи всех элементов на практике требуют своевременного разрешения возникающих неопределенностей. Здесь вполне уместен пример Джагга об активности советских политических сетей в Латинской Америке, или активности американских политических сетей здесь у нас в СНГ. Поскольку определенного, позитивного знания о ситуации в обоих случаях нет, то применяются правила Идеологии как "наукообразного знания". То есть результат так или иначе достигается, но с огромными издержками, выткающими из несоврешенства любых идеологий.

Поэтому-то результат состоявшегося опроса об Идеологии и дал в целом негативное отношение. Поскольку всем моим друзьям, конечно, хотелось бы оставить ситуацию 20 века в прошлом. Но движение не остановить, и двигаться придется либо вперед и наверх, к более полному знанию, либо назад и вниз - к доидеологическим временам, ослабляя степень глобальной интеграции. Обычно в истории перед очередным квантовым переходом происходило разнонаправленное двжение - большая часть идет по пути наименьшего сопротивления, и лишь малая часть, "творческое меньшинство" штурмует новую вершину.

Итак, с практической точки зрения, Идеология дает некоторые правила игры, правила разрешения неопределенностей, неустранимых на данном уровне развития знаний.
Такие правила необходимы для сохранения целостности сильно интегрированных систем. Поскольку в отсуствии Правил Игры каждый элемент системы начинает хаотическое, броуновское движение.
Идеология сильнее всего проявляет себя в так называемых гуманитарных науках, которые более правильно назвать "дисциплинами" - экономика, юриспруденция, социальная писхология и педагогика, политология. В этих дисциплинах есть значительная степень определенности в том, что касается описания "элементов". Но точное знание о реальных процессах, как правило, отсутствует. Вместо этого в теорию фактически включены предписания, долженствования. как должны действовать все субъекты, чтобы вся система оставалась целостной и не разваливалась при первых признаках неопределенности.

Поэтому до тех пор, пока не будет выработано более полное знание о "волновых процессах" в человеческих сообществах, новое научное, а не идеологическое знание о социальной психологии, какая-то Идеология была бы нужна. 
Но поскольку мы достигли предела социальной интеграции на базе Идеологии, то вполне предсказуем определенный откат в прошлое - к более простым системам знания.






 
Tags: идеология, историософия
Subscribe

  • Работа над ошибками (13)

    13. Ключ на старт (начало) Повторю не лишний раз – все, что происходило в политике, особенно в политике США и Британии, в уходящем…

  • Работа над ошибками (12)

    12. Сильно сокращенная история болезни (начало) Гипервисокосный год устало подползает к финишу, так что можно уже итожить и исправлять наши…

  • Работа над ошибками (10)

    10. Распасы без Козыря (начало) Небольшое затишье в виртуальных боях пролов с креаклами, потому можно позволить себе немного общей теории на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments