oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

О бедном грузине замолвите слово...

Года два назад на Первом хотели запустить документальный телесериал о многонациональной России, где было бы рассказано о русских немцах, русских грузинах, русских цыганах, русских татарах... К сожалению, по финансово-техническим причинам замысел сорвался. Точнее, несколько серий сняли, но плохо. И тогда мне пришло предложение переписать сценарии, но все равно дальше этого дело не  пошло. Один из сценариев - о русских грузинах, вдруг стал более чем актуален.
Поэтому решусь опубликовать его здесь, под катом.


«Российские грузины»


1. Введение.

Фильм о наших грузинах можно начать от недавно восстановленных Воскресенских ворот, охраняющих вход на Красную площадь. В Иверской часовне при входе на главную площадь России хранится икона Иверской богоматери. Согласно православному преданию, этот образ защищает Россию от врагов с южного направления.
Иверская икона – живой символ самой глубокой духовной связи между Россией и Грузией.
Исторической миссией России считалось сохранение православия после падения Константинополя. По крайней мере, именно на этой идее выросла российская государственность. Но самая прямая связь России с изначальным христианством проходит через суровые горы Кавказа. Именно на Кавказе появились первые христианские государства. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что грузинский алфавит, как и армянский, заимствован из древнего арамейского языка, на котором говорил с учениками Иисус. (видеоряд – иконостас с житиями крупным планом, желательно библия на грузинском языке)
Живая духовная связь с истоками нашей общей истории, бережно сохраненная грузинами на протяжении семнадцати веков, несмотря на постоянные войны, арабских, монгольских, персидских и турецких завоевателей – именно в этом ценность Грузии для России.
Наверное в этом же состоит и ценность России для грузин. Только к России Грузия всегда могла обратиться за помощью, не рискуя потерять собственную культуру и духовность.
Однако только в восемнадцатом веке, после петровских реформ, грузины смогли в полной мере воспользоваться покровительством сильной России.


2. Грузинская слобода в Москве

В самом начале 18-го века, в последний год правления Петра Великого грузинский царь Вахтанг VI был вынужден искать убежище в России. Русский царь предоставил грузинскому царскому двору возможность жить в России, соблюдая свои обычаи и даже законы. Говоря современным языком, на окраине Москвы, в селе Вознесенское была создана грузинская автономия.
Еще в Грузии, царь Вахтанг замыслил великое дело – создать свод грузинских законов и собрать воедино и изложить современным языком все доступные источники по грузинской истории. Без такой работы, составляющей идеологический фундамент государства и общества, невозможно существование никакой современной нации.
Однако в самой Грузии, изнемогавшей от натиска внешних врагов, сделать этот исторический труд было невозможно. Волею судеб именно первопрестольная Москва, передав бремя имперской столицы Петербургу, сделалась на многие годы культурной столицей для Грузии. Сын царя Вахтанга Ваштуни Багратиони, здесь в Грузинской слободе Москвы завершил труд над историей Грузии.
Москва предоставила грузинам убежище, а взамен получила бесценный культурный опыт. Российское высшее общество в общении с грузинской аристократией, получила пример ревностного отношения к национальной истории и культуре. Этот пример должен был смотреться тем более контрастно на фоне петровской культурной революции. Тем не менее, спустя сто лет Российская империя тоже получила свой свод законов и официальную историю. Нет сомнения, что грузинский культурный пример имел важное значение.
К моменту написания карамзинской «Истории Государства Российского» Грузия уже вошла в состав России. В начале девятнадцатого века, когда грузинские цари завещали корону российскому самодержцу, в Грузии осталось всего 70 тысяч грузин. Так что другого пути к спасению, кроме присоединения к России. Результат российской имперской политики – через сто лет грузин было уже полтора миллиона.
В Тифлисе к концу века было 150 тысяч жителей. Культурная столица Грузии и всего Закавказья вновь вернулась домой, обогащенная опытом европейской столицы. Но при этом грузин и грузинской культуры в Москве и в Петербурге меньше не стало.
Для грузин опыт сохранения и развития национальной культуры в столице соседнего, духовно близкого государства не был чем-то необычным. Ведь сама Грузия и ее столица, будь-то древняя Мцхета или Тбилиси, не раз служили убежищем для культурной и духовной элиты соседних кавказских государств и народов, несмотря на все политические конфликты.
Так что такие неотъемлемые черты грузинского характера, как открытость, эмоциональная отзывчивость, хлебосольное гостеприимство имеют не только личное, но и более высокое измерение. И в этом смысле большая Москва за два столетия очень многому научилась у маленькой Грузинской слободы.
Парадоксально, с трудом верится, но тем не менее факт. После провозглашения независимости политическая элита Грузии попыталась выстроить государственность на отрицании прежних добрососедских ценностей, на отрицании всей прежней идеологии, не только советской, но и дореволюционной. Из всей великой грузинской истории за идеологическую основу взят только короткий период братоубийственной гражданской войны 1918-20 гг. Как результат – новый исход культурной элиты из независимой Грузии, как если бы страна снова была под игом чуждой цивилизации.
Впрочем, Россия не отрекается от общего исторического опыта, и Москва снова может, при необходимости стать убежищем для великой грузинской культуры.

3. Российские театр и кино.

С самых древних времен на территории России складывается уникальное взаимодействие различных культур. В нашем суровом климате выжить по одиночке просто невозможно. Поэтому отношения племен и народов, несмотря на все конфликты, складывались по принципу симбиоза. Такой подход противоположен, например, североамериканскому принципу «сплава», условием участия в котором является индивидуализм и отказ от культурной идентичности.
Усиление и рост влияния России напрямую зависит от того, насколько каждый народ, участвующий в ее истории, получит свободу для развития своей культуры, своих лучших и самых сильных черт. С другой стороны, чем сильнее за этот счет становится единая общероссийская культура, тем больше возможностей для самовыражения, для самых великих свершений мирового масштаба получает каждый народ, принимающий участие в судьбе России.

Нетрудно убедиться, что участие грузин в общей судьбе России дало миру великих полководцев, но еще больше великих деятелей искусства, причем именно искусства, связанного с лицедейством – театра и кино.
Достаточно просто назвать имена выдающихся деятелей российского и советского театра и кино, грузин по национальности, родившихся в Грузии или начинавших в Тбилиси свою творческую жизнь.
Театральные режиссеры Немирович-Данченко и Товтоногов, кинорежиссеры Калатозов, Кулиджанов, Хуциев, Данелия. Великие деятели грузинского театра и кино – Стуруа, Параджанов, Абуладзе и многие другие также принадлежат общей культуре. Многие деятели искусства из других республик бывшего Союза – великий армянский и одновременно великий российский композитор Хачатурян, любимый во всем Советском Союзе азербайджанский певец Рашид Бейбутов. В Тбилиси начинал свою оперную карьеру великий Шаляпин. Невозможно написать историю и представить будущее Большого театра и других ведущих театров России без артистов, театральных художников, дирижеров, музыкантов.
Отдельной главой в культуре России вписан поэт Маяковский, в характере и судьбе которого очень много от Грузии. Он и поэт, театральный деятель, и политик. И кроме того, драматург, режиссер и единственный актер в пьесе собственной жизни.
Это неудивительно, учитывая в каких сложных условиях складывался национальный характер грузин. Это не только суровая природа Кавказа, но и постоянное пребывание на всех ветрах истории, на границе больших цивилизаций. Нужно было не только проявлять общую для всех кавказцев стойкость, но и уметь ладить со всеми соседними народами и империями.
Грузинская культура и грузинский народ не смогли бы выжить, если бы не научились тонко чувствовать красоту и распознавать любую, малейшую фальшь. Но другая сторона той же способности – артистизм, умение тонко лицедействовать, быстро устанавливать эмоциональный контакт с любым зрителем, с любым гостем.
И кроме того, в самом бедственном положении сохранять жизненную энергию, находить повод для праздника в самых тяжелых условиях.
Неудивительно, что в самые суровые годы двадцатого века советский народ смеялся и радовался вместе с героями спектаклей и кинофильмов «Ханума», «Я, Илико и Илларион».
Представители разных культур видят окружающий мир по-разному. Российская культура стремится увидеть мир с разных сторон. Увидеть мир, Россию, Москву через чуткий эмоциональный контакт – эту уникальную возможность всем нам дают российские грузины.
Георгий Данелия снял фильм о российской столице «А я иду, шагаю по Москве», который остается непревзойденным уже почти полвека. А представить себе московский Арбат без песен Окуджавы просто невозможно.

4. Товарищ Сталин

Россия, российская культура дает возможность раскрыть самые яркие грани любого национального характера. Доказательств этому так много, что эта особенность России воспринимается как нечто должное, как воздух, которым мы дышим и не замечаем. Как само собой разумеющееся мы воспринимаем, что Пушкин и Жуковский позаимствовали свой поэтический темперамент у деда-эфиопа или матери-турчанки. Что великие русские полководцы Багратион и Барклай были грузин и шотландец. Русская царица Екатерина Великая была чистокровной немкой. Еще один великий вождь российского и всего советского народа – генералиссимус Сталин, в молодости был талантливым грузинским поэтом Сосо Джугашвили.

Такая способность России увеличивать масштабы всех культур была бы невозможна без особых черт русского народа. По историческим меркам русский народ, русская культура очень молоды, гораздо моложе грузинской и многих других.
Поэтому главными характеристиками русских является уважение к чужому опыту, доверие, способность быстро учиться и передавать культурные достижения другим. Например, грузинская культура, грузинское искусство обогатились европейской техникой через участие в русской культуре. Европейской школой для многих грузинских художников стала Петербургская академия художеств, а учителями Брюллов и Кипренский. Но при этом грузинская живопись осталась неповторимой, отражающей яркие эмоции. Этому европейские художники научились гораздо позже, назвав импрессионизмом.
Усиление Российского государства, которое в девятнадцатом веке расширилась до границ евразийской цивилизации, привело к столкновению с соседними цивилизациями. Вряд ли случайно, что в двадцатом веке в момент наиболее напряженных отношений со всеми соседними цивилизациями, во главе России стал грузинский политик. Кавказ и Грузия как хранительница политической культуры Кавказа веками и тысячелетиями жили на стыке враждующих цивилизаций. Поэтому историческая память не могла не отразиться на политической культуре.
В таких беспрецедентно жестких исторических обстоятельствах, когда судьба даже не страны, а общей цивилизации не раз стояла на грани гибели, Россия снова проявила свою способность рождать великих людей и великих политиков. Иосиф Сталин – один из них, в одном ряду с политиками, полководцами, учеными, конструкторами оружия, руководителями промышленности, представителями разных народов, победивших фашизм и на руинах страны создавших ракетно-ядерный щит.
История цивилизации, тем более российская история, увеличивает до глобального масштаба не только лучшие качества великих людей, которые коренятся всегда в национальной культуре, но точно также гиперболизирует оборотную сторону национального характера.
Недаром поведение Сталина в тридцатые годы, во время публичных процессов над оппозицией, сравнивают с режиссурой политического театра, в котором сам Сталин был главным лицедеем.
И все же, когда в начале Великой Отечественной Сталин нашел в себе силы обратиться к народу «братья и сестры», вернул в храмы православных священников, обратился для поддержания морального духа к историческим корням, - это было выражением в том числе национального исторического опыта грузин. Поэтому победа советского народа над фашистской Германией – это в такой же мере историческая вершина грузинского национального духа, в какой она является для русского, украинского, белорусского, всех народов России и бывшего Союза. 

Этот исторический факт невозможно отменить, что на протяжении трех веков грузинская и русская, российская культуры развивались совместно, как симбиоз культур. Любые попытки искусственно разорвать эту связь ощущаются нами, и русскими, и грузинами как настоящая боль.
Хотя для самой России эта угроза разрыва с общими историческими корнями не так сильна, как для Грузии. Потому что российские грузины всегда будут с нами, как одна из самых ярких нитей в живой, разнообразной и потому очень прочной ткани российской культуры, нашей общей цивилизации.

Tags: текст
Subscribe

  • Просвеченная закулиса

    На мировой политической сцене летний антракт – перестановка реквизита туда-сюда, местами идет подновление обветшалых декораций. Сквозь…

  • «В час небывало жаркого заката»

    Не очень интересно комментировать очевидные для себя вещи и события, особенно после ранее сделанных прогнозов. Разве что в былые дни от…

  • Как фанера над Бобруйском

    Инцидент с управляемым спуском минского «засланного казачка» с европейских небес на родную землю, безусловно, является знаковым…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments