oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Category:

MMIX-21


Кажется, я забыл предупредить читателей о существовании ещё одного правила толкования притч. Один и тот же символ или образ может иметь не одно, а два и более пусть даже близких, но различных смыслов. Это не значит, что нужно выбирать между разными толкованиями, но все эти смыслы имеют своё собственное значение. Таким образом даже краткий текст иметь несколько слоёв глубины, а значение образов определяется одним из подходящих контекстов.

Это правило вполне подходит и для первой главы Романа. Два слоя скрытого смысла мы уже обнаружили: первый, когда сравнивали завязку Романа с параллельным сюжетом «Фауста», и второй – на основе параллелей с Евангелием от Иоанна.

Но 1929 год был годом Великого Перелома не только для культуры и общественных наук, но и для творческой биографии самого Автора. Было бы просто странно, если бы Булгаков, имея в виду 1929 год, каким-то образом не отразил факт начала работы над Романом и создания первой версии.    

Однако начнём мы разговор об автобиографическом слое смыслов, как и полагается, в немедленного и полного разоблачения всех этих фокусов!

 

Неужели среди читателей и в самом деле есть такие наивные люди, которые полагают будто в тысяча девятьсот двадцать каком-то году на Патриарших прудах могла состояться встреча трёх подобных субъектов как Берлиоз, Бездомный и тем более Воланд? Не может быть, чтобы кто-то всерьёз поверил в эти фантазии!

- Граждане! Вас намеренно вводят в заблуждение! Не было в прошлом веке в Москве ни редакторов, ни поэтов с такими фамилиями, не говоря уже о консультантах по чёрной магии. Никто даже близко похожий не ходил по аллее у Патриарших, разве что в голове у самого Автора!

Стоп! Как говорите? Где могла произойти эта историческая встреча? В голове?

Ну не знаю, не знаю. Наука пока не установила точно, где и на какой физической основе функционирует душа человека, включая личное и коллективное бессознательное. Может быть и в голове, а может быть в сердце, то есть в крови. Разные есть мнения на этот счёт. Поэтому правильно будет говорить – в душе Автора, в виртуальном пространстве его психики.

Именно там, в душе Автора и встретились три субъекта, идеальные сущности, посредством которых личность Автора принадлежит к трём разным сообществам. Одно из них – известное и уважаемое сообщество «общественных наук». Другое – молодое, вихрастое, маргинальное находится пока на самой ранней, мифологической стадии своего развития и, как малое дитя, в расчёт никем не принимается. И есть еще какое-то третье сообщество, к которому также принадлежит Автор, и объединяющим началом которого является ироничный, искромётный, а порою и разрушительный «творческий дух».

Так что, выходит, Автор в первой же главе Романа сообщает нам о тех метаморфозах, которые происходили с его мировоззрением и послужили причиной написания Романа. Булгаков не просто разочаровался в прежней атеистической системе гуманитарных знаний, которую он исповедовал, как и вся русская интеллигенция. Нет, под влиянием третьего сообщества Автор убил в себе того самого догматика Левия, ставшего в конце своего пути неверующим фарисеем Берлиозом.

Хотя такой вывод и вытекает из очень простых и неопровержимых посылок, но может быть это – просто наш домысел? Нет, чтобы утвердить нас на этом направлении поиска, Автор оставляет в тексте тайный знак, подсказку.

Я уже говорил, что Булгаков пользуется каноническим шифром, той же самой древнееврейской символикой образов и чисел, которая использована в притчах Нового Завета. В этой связи нас может заинтересовать тайная символика «квартиры №50».

Не знаю, в курсе ли вы, что в библейских текстах слово «дом» зачастую имеет ещё один аллегорический, духовный смысл. «Дом» - это человек, точнее личность, внутри которой живут и общаются те самые идеальные сущности, которые в притчах аллегорически изображаются как действующие лица, люди. Эта символика дома, жилья нам ещё очень пригодится, чтобы понять, коллективным образом какого собрания личностей является Воланд.

С точки зрения библейской символики чисел «№50» - число сложное, которое нужно разложить на множители, меньшие 22. Поскольку символически значимых чисел столько же, сколько букв в одном из вариантов древнееврейского алфавита. Да, кстати, чуть не забыл. Булгаков в одном из главных моментов сюжета даёт нам знать, что именно эта символика ему знакома. Это происходит в начале главы 13 «Явление героя», где вместе с Мастером появляется и буква «М». Это и есть указание на тринадцатую букву древнееврейского алфавита – «мем». О символике этих символов поговорим, когда доберемся до 13 главы. А пока лишний раз удостоверимся, что Автор специально хотел связать Мастера и букву «М» с 13 главой. Иначе зачем было разбивать на две главы – 3 и 4 – текст, который по смыслу и объёму вполне укладывается в одну главу? И зачем нужно было вставлять совсем необязательную 11 главку на три странички?

Так что, хочешь – не хочешь, а придётся нам извлекать скрытый смысл из символических числительных. С квартирой №50 это достаточно просто. Десятка символизирует полный жизненный цикл, который проходит человек. Пятерка символизирует тайну, тайное духовное знание. Соответственно, число «50» означает человеческую жизнь, посвященную тайному духовному знанию. А «квартира №50» символизирует ту самую личность, которая посвятила этому свою жизнь.

Впрочем, связь квартиры №50 в доме по Садовой с личностью Михаила Афанасьевича Булгакова и так всем известна. Хотя не так уж и очевидна. Во-первых, потому, что дом под номером 302-бис никогда на Садовой не существовал. А во-вторых, всякий, кто хотя бы на минутку заглядывал в мемориальную квартиру №50 в доме №10 по Большой Садовой улице, мог убедиться, что нет никакого сходства с описанной в Романе «нехорошей квартирой». То есть автор не захотел, чтобы мы отождествляли квартиру №50 из Романа с одной из московских квартир, где Булгаков жил в начале 20-х.

Однако, если всё же принять за правду, что наш Роман является притчей и в нём скрыт клад тайного духовного знания, то посвященные написанию этого Романа полвека жизни великого писателя вполне заслуживает этой символики – «5х10».

И в этом случае, сказанные Берлиозу странные слова Воланда о том, что он будет жить в его квартире, имеют вполне прозрачный символический смысл. В личности Булгакова место гуманитарного скепсиса и мёртвой эрудиции занимает живой творческий дух. И произошло это именно после начала работы над Романом в 1929 году. Осмелимся предположить, что и все остальные события в первой главе, так или иначе, отражают эволюцию личности Автора, его движение к началу работы над Романом.

Например, можно предположить, что привидевшийся Берлиозу призрак клетчатого регента может символически соответствовать работе Автора над его первым романом «Белая гвардия» в 1923-24 году. Потому что именно в этой книге впервые, в описании сна доктора Турбина появляется глумливый «маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку».

Тут мы вынуждены вспомнить тот факт из жизни Булгакова, который был обнаружен и разоблачён коллегами Бузиновскими – наличие какой-то связи с литературным обществом Максимилиана Волошина «Атон» и через него с Робертом Бартини. Как мы выяснили, символический ряд «пиво-воды» и «регент» однозначно указывает на одноименный гениальному советскому авиаконструктору курорт в Чехии.

В отличие от скрытых историософских идей эти автобиографические подробности не столь уж важны. Может быть имело место влияние Бартини как первый толчок к эволюции Автора, а может и нет. Но если пролог Романа отражает именно этот факт, то получается, что Булгаков был знаком с Бартини во время работы над «Белой гвардией», то есть до поездки к Волошину в Коктебель. В биографии Булгакова есть зацепка, допускающая такую возможность. Через полгода после переезда в Москву, в феврале 1922 года Булгаков пару месяцев служит заведующим издательской частью в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Так что вполне мог иметь общих с Бартини знакомых в научно-технических авиационных кругах.

Однако, судя и по эпизоду в «Белой гвардии» и по тексту первой главы Романа глумливый клетчатый гаер-регент Булгакову, как и Берлиозу в его душе явно не приглянулся. Заметим, что даже в двух романах Ильфа и Петрова в описании главного героя, срисованного с Бартини, имеется двойственность – симпатия, смешанная с определенной отчужденностью.

Да и кстати, возвращаясь к мнению Бузиновских о том, что именно Бартини был прообразом Воланда, проведем мысленный эксперимент. Представим себе образ Остапа Бендера и зададимся вопросом, кто из персонажей нашего Романа более всего похож на Великого комбинатора. Ну, уж явно не Воланд, а именно что клетчатый переводчик.

И тут, когда я набрёл на эту мысль, перечитывая под Рождество первую главу, я вспоминаю свой собственный ответ Бузиновским насчёт того, что Бартини как гений естественно-научной техники является, скорее, воплощением Фауста нежели Воланда, озабоченного психологией москвичей и «квартирным вопросом» в смысле проблем развития личности. И в этот момент из двух деталей складывается еще одна часть паззла. А ну-ка, возьмём в руки большой словарь литературного русского языка и посмотрим, какое из русских слов ближе всего к имени «Фауст», отличается от него всего двумя буквами. Правильно, это слово – «фагот». Если не считать ещё одного, но согласитесь, что персонаж с фамилией Фрукт – это был бы тот ещё перебор.

Но если Фагот – это замаскированный под шута и балагура Фауст, научно-технический гений, то этому должны быть подтверждения и в остальном тексте Романа. И на самом деле, среди фокусов Фагота есть, как минимум, один такой же или очень похожий на фокус в исполнении Фауста и Мефистофеля. А именно фокус с деньгами, появляющимися практически ниоткуда. И можно вспомнить еще финальный полёт фиолетового рыцаря, искупившего свои грехи, который легко соотносится с финалом «Фауста».

Вот так, случайным мимоходом, разбирая автобиографический слой в первой главе, мы вновь обнаружили связь с гётевским образцом и прообразом. Только уже не параллельную линию, а пересечение сюжетных линий двух великих книг. При этом Фауст оказывается в соподчиненном отношении к Воланду.

И кстати, почему «Берлиоз»? Какой смысл замаскировать разуверившегося Левия именно этой фамилией известного французского композитора. Не в том ли дело, что Гектор Берлиоз тоже видел перед собой образ Фауста?

Ну хорошо, а как насчёт ещё одного прозвища Фагота? Нет ли в нашем толковании ключа и к этой загадке? Или наоборот – нет ли в фамилии «Коровьев» подтверждения наших догадок? Пожалуй, что и есть. Ведь что такое русская фамилия с точки зрения этимологии как не архаичная форма отчества. Иванов – сын Ивана, Кузнецов – сын кузнеца. Коровьев – сын коровы, получается, то есть Телёнок. А кто у нас прообраз «Золотого телёнка» как не товарищ Бартини? На мой взгляд, очень даже красивое совпадение, даже если и ошибочное. Ну да пусть кто-нибудь придумает ещё красивее! Я буду только «за».

 

Итак, из всех действующих лиц первой главы неразъяснённой осталась только Аннушка, уже разлившая масло. Это, пожалуй, самая сложная из загадок первой главы. Но и она будет нам по силам, если мы воспользуемся только что обнаруженной нами символикой «квартиры №50» и стоящей за этой символикой весьма нетривиальной и глубокой идеей.

Дело в том, что Булгаков не просто воспользовался символикой из Библии, но и ухитрился развить эту символику до новых образных высот. В новозаветных притчах и посланиях апостолов можно встретить образ дома, но вот образ многоквартирного дома, да еще и с коммунальными квартирами – это действительно остроумная находка самого Булгакова.

С образом коммунальной квартиры всё более менее ясно, благодаря встрече внутри одной личности трёх разных ипостасей учёного – преподавателя-эрудита, творца-теоретика и ученика-практика, они же в случае нашей будущей науки Берлиоз, Воланд и Бездомный. Но в той же самой «квартире» могли до этого проживать и другие ипостаси, олицетворяемые алкоголиком Степой Лиходеевым или же вдовой ювелира Фужере. Правда, Булгаков был одно время морфинист, а не алкоголик, ну да видимо, решил предложить читателю более понятный и близкий образ.

Однако и в евангельских иносказаниях в домах обитают многие ипостаси, хотя и родственники. А вот многоквартирный дом – это действительно новый образ. И соответствует он не одной личности, как квартира, не одному жизненному циклу, а большому историческому циклу, в котором на долю отдельных личностей приходится лишь часть общего пути. То есть многоквартирный дом – это целый ряд личностей, которые наследуют и развивают общую для них ипостась, идеальную сущность.

 Символика такого большого цикла – это уже не «10», а «100». Именно поэтому у многоквартирного дома, в котором расположена «нехорошая квартира», трёхзначный номер «302-бис». Мы обязательно растолкуем и это символическое число, но всему сво1 время. А пока нас интересует расположенная в этом же доме «квартира №48», в которой, собственно, и проживает Аннушка по прозвищу «Чума».

Наверное, если уж Автор поместил Аннушку в квартиру с номером, то явно намекает на необходимость растолковать символику этого числа «48» применительно к какой-то личности. Но что это может быть за личность? Число 48 предшествует 50-ти, так что можно предположить, что речь идёт о каком-то предшественнике Булгакова. Из всех обитателей квартиры 50 только Воланд и его свита могут быть подозреваемы в том, что обитали раньше и в квартире 48. Воланд упоминает о своем посещении Москвы в прошлом. Поэтому попробуем предположить, что речь идёт о переселении именно творческого духа от одного гениального писателя к другому, о предшественнике Булгакова по творческой, писательской линии.

А кто из гениальных писателей известен у нас тем, что воспел в своих произведениях и женщину по имени Анна, и чуму? Да, да, именно он, Александр Сергеевич, родной, так или иначе присутствующий на очень многих страницах Романа. Теперь оказывается, что и в первой главе тоже.

Что касается толкования символического числа «48», то четвёрка символизирует мирское, внешнее, четыре стороны света, но и четыре конца у креста. Поэтому «40» означает испытания, как те самые символические сорок лет под водительством Моисея. Восьмёрка же символизирует откровение, полученное через откровение знание. Это, собственно, и есть художественный метод познания. Поэтому квартира №48 символизирует личность, жизнь которой помножена на испытания, к которым  прибавляется творческое откровение. Вполне соответствует жизненному пути великого поэта.

Но дело в том, что у Пушкина не одна Анна. Есть гениальные строчки «Я помню чудное мгновение», посвященные Анне Керн. А есть Дона Анна из пьесы о Доне Гуане в цикле «Маленькие трагедии». Очевидно, что прозвище «Чума» должно указывать именно на вторую Анну. Хотя образ вдовы Командора был, разумеется, навеян безуспешным романом поэта с Анной Керн.

Похоже, что мы действительно на верном пути, потому что Аннушка пролила масло не просто так, а на камни. Но мы знаем, что не только «дом», но «масло» имеет иное аллегорическое значение, символизируя «способность к любви», «духовную энергию». Сейчас бы сказали «либидо» или «пассионарность». Между тем пушкинская Дона Анна действительно прославилась тем, что проливала всю свою энергию любви на надгробный камень на могиле Командора. Так что и этот кусочек шарады у нас вполне сложился.

О чём же важном хотел сообщить нам Булгаков в этой шифровке? Вряд ли только об автобиографическом моменте. Хотя в этом смысле всё как раз складывается. Именно в 1929 году, в феврале Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, женой генерала, «командора». Поэтому не удивительно, что переживания влюбленного писателя легко рифмуются и с переживаниями Пушкина по поводу романа с первой Анной, и с сюжетом «Каменного гостя». Внимательный читатель может легко убедиться, что эта же самая классическая сюжетная линия становится заглавной в Романе. Поэтому можно достаточно уверенно предположить, что именно встреча с музой и связанные с этим переживания завершили эволюцию личности писателя, его трансформацию из гуманиста и социального сатирика в творческую личность мирового масштаба, хранителя сокровищ тайного духовного знания.

 

Ну и чтобы не возвращаться потом лишний раз, еще раз посмотрим на пустынную аллею возле Патриарших прудов. Действительно, странное явление: «В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать… никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея».

Вот мы и уличили Автора в явном надувательстве. Пусть даже встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда и происходила возле Патриарших, но только в душе самого писателя. Но вот аллея в многолюдном месте Москвы никак не могла быть при этом пустой. Так что требуем немедленного разоблачения этого фокуса!

А тут и разоблачать-то нечего. Поинтересуйтесь у профессиональных психологов насчёт существования такого понятия и явления как «изменённое состояние сознания». Вот, например, с одной моей киевской знакомой произошёл такой случай. Шла она себе спокойно по обычной тихой и зеленой улице и вдруг увидела перед собой на асфальте целую пачку разноцветных купюр. Радостный шок от такого события был настолько велик, что окружающая действительность внезапно трансформировалась в какой-то нереальный, сказочный мир. Кривая улочка вдруг выпрямилась в струну, достигая горизонта. Деревья стали высокими и тёмными, вытянувшись регулярной шеренгой. Дома стали похожи на сказочные замки, а серый асфальт окрасился радужными красками от сияющих купюр. И преобразившаяся улица стала пустынной. Это продолжалось какое-то время, пока женщина не покинула это место. Вот что может делать с человеком настоящая, искренняя любовь, даже если это любовь к деньгам.

Поэтому есть такое подозрение, что Булгаков описывает пустынную аллею именно так, как он ее действительно видел в состоянии измененного сознания. И разумеется, причиной этого сказочного преображения была романтическая страсть. В другом месте романа, в эпизоде встречи Мастера и Маргариты происходит точно такая же магическая трансформация городского пространства, в переулке рядом с оживлённой Тверской тоже нет никого.

Собственно, я так уверенно могу разоблачить Автора по той же самой причине. В моей жизни тоже была такая романтическая ситуация, когда целый старинный парк вдруг превратился в сказочное безлюдное пространство, в котором обитали только символические сущности. Увы, в дальнейшем мне не так повезло как Булгакову, но пушкинский сюжет о Доне Гуане, помнится, меня тоже взволновал не по-детски. Опять же после такого происшествия взгляд на окружающий мир так и остался двойственным. За обыденными явлениями так и хочется видеть скрытую символику. Скажем прямо, никакой особой пользы от такого взгляда на мир не наблюдается, разве что помогает для развлечения несколько иначе взглянуть на литературные произведения.

 

Тем не менее, символика любовного треугольника – муж, жена и любовник – вовсе не ограничивается автобиографическими смыслами. Так что в следующий раз мы более детально растолкуем эту романтическую линию сюжета, которая довольно неожиданно для нас берёт своё начало от камня, на который проливает масло Аннушка-Чума.

 

Tags: Булгаков, ММ, анализ, историософия
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • Корни и крона психологии (30)

    30. Есть ли жизнь под Марсом? (начало , предыд.) Из всех древних традиций, так или иначе претендующих на понимание психологических факторов…

  • Корни и крона психологии (26)

    26. «Царь или не царь… в голове»? (начало , предыд.) Даже при солидном обосновании четырехчастной фрактальной модели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments