oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

MMIX-31

Восьмая глава, как можно было бы уже догадаться, должна быть посвящена символике Откровения, так же как седьмая – символике Закона. Однако, как мы убедились, на предыдущей стадии не было однозначной, статической картины. Наоборот, происходило действие, процесс перехода из состояния разделённости и беззакония к более совершенному состоянию наведения порядка и торжества закономерного «правосудия».

Поэтому логично будет ожидать, что на восьмой стадии мы не сразу будем иметь дело с каким-то откровением, а увидим процесс превращения Бездомного в некое новое состояние, необходимое для получения откровения. Достаточно отчётливо показаны необходимые моменты этого превращения – внешнее смирение, обновление одежды (то есть знания), очищение, молчание, подчинение логике процесса, внутреннее примирение и согласие, стремление к покою.

 

Поскольку любое откровение, будь то поэтическое, религиозно-философское или научное – дело сугубо интимное, глубоко внутреннее, постольку действие 8 главы происходит не в многолюдной «квартире №50», ставшей фактически синонимом «Дома Грибоедова». Что же касается «сумасшедшего дома», то есть, пардон, клиники доктора Стравинского, то с помощью этой аллегории Автор, скорее всего, изобразил новую реинкарнацию творческого духа, конкретную личность.

Однако на данной стадии развития в личности будущего творца новой науки господствует вовсе не творческий дух, а какая-то иная нравственная ипостась, которую Автор скрыл за псевдонимом «доктор Стравинский».

Само по себе использование фамилии известного композитора не может не навести наши мысли на параллель с Берлиозом. Тем более что Иван несколько раз специально подчёркивает «не композитор». И доктор Стравинский тоже «не композитор».

Берлиоза и Стравинского связывает только судьба Ивана, поэтому параллель между ними должна означать, что Стравинский – такой же наставник для Ивана на новой стадии его становления, каким был Берлиоз в самых первых главах.

Берлиоз питал своего ученика «молочной кашей» гуманитарной эрудиции. А чем потчует Ивана Стравинский? Очевидно, пытается обучить его строгой рациональной логике. В этом смысле владение доктора латынью и возникшая параллель с римским наместником тоже может иметь символический смысл. Поскольку в Новом завете «Рим» иногда употребляется как синоним рационализма подобно тому, как «Египет» символизирует материализм.

Однако, почему именно Стравинский, а не Чайковский или Мусоргский? Всё же у Автора был достаточно широкий выбор фамилий композиторов, а Стравинский среди них стоит несколько особняком. Он знаменит тем, что опираясь на народные традиции, очищая и выделяя из них отдельные элементы, осуществил новаторский подход к форме музыкальных произведений, причём именно на рациональной основе.

В таком случае, применительно к процессу становления новой науки, а судьба Ивана Бездомного – это и есть судьба научного учения, речь может идти о конкретной форме научного откровения – синтез новой сложной формы, новой теоретической модели на основе рационального переосмысления и очищения от лишнего какой-то научной традиции или даже нескольких эмпирических учений.

Как минимум, одну из таких изначальных эмпирических систем мы уже знаем – это этнология Льва Гумилёва. Однако процесс рождения новой научной модели происходит не где-нибудь, а в психиатрической клинике, а сам доктор Стравинский – скорее психолог. Так что олицетворяемая Стравинским рациональная критика должна, как минимум, опираться на фундамент современной аналитической психологии. Об этом мы тоже уже говорили – о совпадении многих моментов гумилёвского этногенеза и стадий развития личности по К.Г.Юнгу. 

Теперь, когда мы, пользуясь подсказками Автора, обнаружили скрытую основную идею 8 главы – очищение рациональной критикой несовершенного знания для синтеза универсальной модели, – можно проверить эту идею через уже привычную нам символику.

При поступлении в клинику Иван, то есть наша молодая наука, были одеты в «разодранную беловатую толстовку» и «белые полосатые кальсоны». «Одежды», то есть знания новой науки были несовершенны, «разодраны», то есть не вполне связны. И «белые» полосы перемежались с несовершенными, излишними фрагментами, в том числе мифологическими. Такая характеристика вполне уместна для теории этногенеза Льва Гумилёва, при всём к нему уважении и любви.

Кстати, «иконка», то есть мифологический элемент, тоже была у Ивана в клинике отобрана. Выдана новые рубаха и кальсоны, то есть такая же одежда, но новая. А вместо разодранной толстовки – «пунцовая байковая пижама», вызвавшая откровенное неудовольствие Ивана. Видимо, потому что речь идёт об откровенно детской одежде, то есть о несовершенном знании уже не в смысле «разорванности», отсутствия внутренней логики и единства, а в смысле недостаточной развитости теории и непригодности её для «взрослой жизни», то есть для практического применения.

Естественно, было бы задаться и таким вопросом, а нет ли символического значения, как и у белого, у «пунцового» цвета? Автор, однако, использует не «багровый», а заимствованное из иностранного языка название цвета. То есть, не должно быть какого-то особого толкования, кроме обыденной символики стыда, заливающего краской лицо Ивана Бездомного.

Теперь нам нужно признаться, что мы, пожалуй, действительно напрасно, вслед за несовершенным Иваном, называли его новое пристанище «сумасшедшим домом». Это теории и учения бывают, если не сумасшедшие, то несколько не в себе. Но некоторым из таких разделённых в себе, «шизофреничных» теорий, бывает, везёт. Они попадают в самую современную, оснащённую по последнему слову техники и психологической науки «клинику», в которой «доктор Стравинский», то есть ипостась рационального аналитического ума может не только умыть, переодеть и успокоить пациента, но и подготовить его к новым открытиям.

 

Содержание восьмой стадии развития новой Идеи на примере клиники Стравинского показано достаточно ясно и подробно. Поэтому у нас есть возможность сравнить эту восьмую порцию «свежей рыбы» с «третьеднёвочными судачками» из древнеримского «колизея».

Например, в Евангелии от Луки есть очень популярная притча о блудном сыне, в которой нам теперь будет достаточно легко увидеть движение духа к совершенству – сначала нисходящее движение от единства с Отцом к состоянию разделённости, затем – возвращение к состоянию единства. Нам теперь будет намного понятнее вот этот стих «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте ему перстень на руку его и обувь на ноги» /Лк 15,22/. Хотя, если быть совсем точным, то «обувь на ноги» относится уже к девятой стадии. Не случайно же главный персонаж 9 главы Романа носит фамилию Босой.

Вполне достаточно и в Ветхом завете, и в Евангелии указаний на тот счёт, как можно получить Откровение. Для этого, как минимум, нужно внутреннее, духовное очищение, смирение как состояние внутреннего мира, внутренний покой и желание слышать. По всей видимости, более точным будет перевод с древнегреческого: «Блаженны смиренные духом».

 

Однако мы уже плавно перешли к главе 9 «Коровьевские штуки». Вот это загадка, так загадка. Сразу и не поймешь, как подступиться к этой опечатанной двери, даже обладая символическими ключами и вышеприведённой подсказкой из притчи о блудном сыне.

Во-первых, мы знаем, что символ «9» означает «толкование», и кроме того, нам подсказывают, что после одевания новых одежд и перстня на руку, который собственно и обозначает Откровение, необходима ещё и обувь. Откровение нисходит с небес, а обувь нужна, чтобы в новой одежде ходить по грешной земле и не претыкаться о камни и тернии. Собственно, обувание и есть символ истолкования, как необходимой после откровения стадии развития учения. Откровение, в том числе и научная теоретическая модель, даётся в абстрактных образах и символах. Но для применения на практике любой модели, даже религиозно-философской, нужна методика, истолкование, пригодное для конкретной эпохи и внешней среды.

Думаю, что среди читателей философов или учёных теоретиков не так уж много. Гораздо вероятнее встретить человека знакомого с современными языками объектно-ориентированного программирования. Там тоже создаются сложные модели данных – «объекты», для работы с которыми требуются связанные с этими моделями «методы». Можно, конечно, работать с каждым элементом по отдельности, но неудобно и неизбежно на практике ведёт к ошибкам, претыканиям.

В отличие от восьмой стадии, процесс истолкования обращён к внешнему миру, движется от абстрактного к конкретному, поэтому действие снова происходит в «нехорошей квартире». Прежний записной толкователь мифологии – Берлиоз отставлен от этого благородного дела. Но на его место претендует тридцать два обитетеля дома №302-бис. Однако направляется в комнату Берлиоза тридцать третий – сам управдом Никанор Иванович Босой, и вдруг обнаруживает свято место не пустым - там уже хозяйничает Коровьев.

Фамилия «Босой» в данном случае вполне говорящая, но этот мессидж нам ещё нужно правильно истолковать. Для этого снова придётся заняться поиском параллелей в пространстве нашего Романа, которое имеет чудесное свойство расширяться, включая в себя канонические Евангелия. Например, у св.Луки кроме притчи о блудном сыне есть ещё одна, очень странная притча о неверном управителе. Странная она потому, что её буквальный смысл явно противоречит нравственности. То есть на самом деле это и не притча, а иносказание. Причём весьма важное, согласно главному принципу толкования притч – если в тексте Писания обнаруживаем явное противоречие или бессмыслицу, значит здесь скрыт важный символический смысл.

Поэтому, с учётом сложности задачи истолкования 9 главы нам придётся полностью привести текст притчи о неверном управителе:

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». /Лк 16, 1-13/

Заметим, что обращался Иисус к ученикам, но речь шла о сребролюбивых фарисеях. Еще заметим, что «управитель» по древнегречески будет «эконом», то есть можно перевести и как «управдом».

Определённые параллели с 9 главой здесь вполне просматриваются, поскольку по итогам визита в квартиру №50 у Босого действительно отняли управление домом. Присутствуют в тексте 9 главы и расписки, а также и «масло». Босому необходимо закупать нефть, то есть «каменное масло», petroil.

Однако при совпадении некоторых элементов есть и явные несовпадения. Босого, конечно, можно назвать «управляющим», но разве это он управляет? И потом официально он – председатель жилтоварищества, то есть бюрократ, а не управляющий. Скорее, это Фагот управляет и квартирой, и жилтовариществом.

Опять же расписку о получении кто писал, разве не Босой? То есть он, скорее, соответствует роли «должника», а не управляющего. А вот Фагот, действительно, управляющий неверный – так и норовит объегорить собственного патрона, только чтобы втереться в доверие к Босому. Вместо запрошенных трёх с половиной тысяч рублей выдал пять тысяч четыреста, а расписку оформил только на пять тысяч.  

В общем, других похожих фрагментов в Романе и окрестностях не наблюдается, а совпадений между двумя текстами достаточно, чтобы понять всю сложность загадки. Для истолкования 9 главы нужно сначала истолковать притчу о неверном управителе. А это самая неподдающаяся толкованиям притча во всех евангелиях.

Но может быть, в уже найденной параллели и состоит подсказка Автора. Если Фагот - это дух материализма, то может быть в этом и состоит тайна неверного управителя из притчи. Тем более что у апостола Павла есть весьма похожее по общему смыслу место: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира, но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего…» /Гал 4, 1-3/.

К этим словам стоит прислушаться хотя бы потому, что именно Павел поведал Луке об этой странной притче. С уточнением и дополнением от апостола Павла притча выглядит намного интереснее, и в ней теперь видны явные параллели с притчей о блудном сыне. Действительно, кто же одевает и обувает возросшего сына, как не домоправитель? Перстень на руку – от самого Отца, а обувь – от управителя.

Но почему управитель неверный? А куда, спрашивается, отправился блудить младший сын? Не был ли он на своём пути порабощён «вещественными началами мира»?

А чем управляет «домоправитель» до достижения наследником зрелости? «Дом» - это личность человека, как конкретного, так и вообще. И сто, и тысячу и две тысячи лет назад, и по сей день в личности человека по-прежнему правит бал дух материализма, управляемый «вещественными началами» или даже отчасти управляющий ими. Так что с неверным домоправителем более или менее всё ясно. А вот кто такие «попечители», они же, по всей видимости, «должники»? Ответим на этот вопрос – узнаем, кто скрывается под фамилией «Босой» и почему он «босой».

Однако, насчёт «неверного управителя» у нас была подсказка Автора, обрисовавшего Коровьева, он же Фагот, он же Фауст, как действительного управдома. Может мы что-то попустили, какую-то подсказку и по поводу Босого? Может начать с самого начала главы?

«Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис…». Угу, вот она, подсказочка… Что же это мы, граждане, номера квартир и глав, и даже число членов Массолита символически растолковали, а самый главный номер дома по Садовой улице в Москве так и не удосужились? И когда ещё нам его истолковывать, как не в главе 9, посвященной истолкованию?!

Во-первых, мы уже разъясняли, что число «10» означает жизненный опыт или цикл жизни обычного, «внешнего человека», а число «100» символизирует гораздо более длительный процесс – последовательной реинкарнации из поколения в поколение творческого духа или какого иного «внутреннего человека». Это может, например, быть материалистический дух или рационально-критический. 

Число «100», помноженное на «3», говорит само за себя – речь идёт о жизни «духа» и его реинкарнациях во многих поколениях, посвященных вере, надежде и любви. В итоге этого длительного и сложного пути к трёмстам прибавляется «2» - символ мудрости.

Думаю, читатели уже и сами сообразили, что означает добавление «бис». Видимо один раз это возвращение сына к отцу уже случалось. Найденная в пути мудрость уже была рассказана всем званым, но поняли её только немногие избранные. Поэтому пришлось вновь, «на бис» отправляться в трудный путь, и обетовать «второе пришествие».

Но если наш дом №302-бис именно таков, то кто же в нём «попечитель», не управдом, а именно что «председатель товарищества»? Нефть с латыни можно ведь не только как «каменное масло» перевести, но и как «масло Петра». Кто трижды обещал Иисусу хранить веру, а потом трижды отвечал на вопрос о любви? Не это ли один из должников, обещавший хозяину 100 мер «масла». Понятно, надеюсь, почему «100»?

Учитель, конечно, предвидел, что этот долг будет выполнен лишь наполовину, поскольку земная церковь будет в слишком близких отношениях с мирским, материалистическим духом. Он даже предупреждал, что собрание, посвященное мирским заботам и управляемое внешним законом, «4 тысячи, накормленные 7-ю хлебами и несколькими рыбами», получит в итоге «7 коробов», то есть ничего, кроме внешнего закона.

Эта символика евангельских чисел удивительным образом перекликается с числами в нашей 9 главе. «Попечитель» Босой за 7 дней хотел бы получить три с половиной тысячи. Как могло получиться это число. Если бы наш «должник» полностью отдал обещанные 100 мер «масла», то есть любви, тогда это «товарищество», собрание, «тысяча» были бы умножены на «3». Если бы «должник» вовсе не отдавал долга, жил одним только мирским духом, то тысяча была бы умножена на «4». А поскольку в итоге получилось 50 из 100, то и результат закономерен – три с половиной тысячи.

Однако управитель Коровьев утверждает, что «гость», а на самом деле – хозяин дома, с удовольствием заплатит все пять тысяч. А это число означает второго «должника», того самого, который получил от Иисуса 5 хлебов и две рыбы, «тайное знание» и «мудрую святость». Этот «должник» обещал вернуть 100 мер пшеницы, то есть тех «зерён» истины, из которых можно создать новое учение. Однако вернул лишь 80 мер из 100. Нетрудно, подсчитать, что в итоге получилось 4 тысячи, то есть чисто светское, мирское собрание, которому кроме закона, иных высших степеней знания и не положено.

Однако именно к этому результату и пришли в результате своей алхимии разнообразные масоны, у которых в конечном счёте и найдёт приют «неверный управитель», когда будет отставлен от дома. Единственный итоговый результат, который может дать дух материализма – это действительно законы «вещественных сил мира». Однако, разве этого не достаточно для искренней похвалы «неверному управителю»?

Итак, хотя Никанор Иванович и не отказался от положенных другому «должнику» пяти тысяч, но сам он председатель совсем другого «товарищества», которое, как и самый первый председатель товарищества, апостол Пётр, испытывает нехватку «масла».

И в самом деле, когда кабинет Берлиоза был опечатан, то есть юридически зафиксирована смерть прежней советской идеологии, одним из соискателей на вроде бы опустевшее «свято место» была православная церковь. Однако, как выяснилось, в кабинете уже вовсю хозяйничал самый что ни на есть материалистический дух, куда более опасный для церкви чем прежний гуманитарий Берлиоз.

 

Что касается самих поисков истолкования, то в 9 главе этот процесс конкуренции между различными духами из разных «квартир» показан вполне реалистично. Промежуточным итогом стала победа материалистического толкования. И в самом деле, теория Гумилёва была в начале 1990-х официально признана и даже инкорпорирована в официальную идеологию гайдаровского правительства. Не этот ли «триумф» свёл в могилу великого философа и выдающегося учёного? В самом деле, наши либеральные интеллигенты, то есть сугубые даже по сравнению с КПСС материалисты, тупо взяли из Гумилёва красивую «материалистическую» рамочку этногенеза и обосновали ею союз либеральной элиты в России с националистами во всех республиках бывшего Союза.

А вот что касается другого рационального истолкования, не на материалистичской, а на духовной, психологической основе, то в клинику доктора Стравинского, в палату №119 был помещён наш «босой», то есть не имеющий истолкования, «должник». Не иначе как для тех же целей очищения и обновления одежды, рациональной критики и создания более совершенного толкования, которое так же необходимо как более совершенное учение из палаты №117. Однако в этом контексте фамилия «Босой» может иметь и другое значение, и означать «Писание» без его истолкований, то есть без церковного предания.

 

Заметим ещё и то, что в главе 7, посвящённой закону, мы обнаружили новую закономерность. В главе 8, посвященной откровению, мы синтезировали новую модель отношений внутри «клиники Стравинского». Наконец, в главе 9, посвящённой истолкованию, мы истолковали самые сложные загадки не только из текста Романа. Что же должно случиться, когда мы в следующий раз займёмся 10 главой, посвященной жизненному опыту на основе истолкования?


Tags: Булгаков, ММ, анализ, историософия
Subscribe

  • «Здравствуй, … – новый год»

    Как известно, глобальная финансовая элита издревле празднует свой новый год осенью (в этом году – с 6 на 8 сентября)). После этого, с 1…

  • Просвеченная закулиса

    На мировой политической сцене летний антракт – перестановка реквизита туда-сюда, местами идет подновление обветшалых декораций. Сквозь…

  • «В час небывало жаркого заката»

    Не очень интересно комментировать очевидные для себя вещи и события, особенно после ранее сделанных прогнозов. Разве что в былые дни от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments