oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

MMIX-53

В ходе нашего расследования обстоятельств и содержания тайного мятежа, осуществлённого Автором против князя мира сего, нам уже неоднократно встречались признаки ещё более опасного умысла – скрытой пропаганды так называемого «второго пришествия». «В числе прочего» Автор вложил в уста главного героя, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Хотя всем и каждому известно: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора…» (здесь достаточно подставить правильное имя).

Эта попытка тем более удивительна в нашей стране, где «большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Непонятно, на что рассчитывал Автор, на какой отклик? Но может быть мы возводим напраслину на писателя, честно выполнившего контракт о создании романа о сатане? В конце концов, сама постановка вопроса о втором пришествии настолько нелепа для прогрессивного ХХ века и очевидно, неизбежно, обязательно ещё более прогрессивного века следующего. Скрытые указания и головоломки, составленные Автором настолько запутанны и неоднозначны, что нельзя ничего утверждать с уверенностью. Поэтому мы поступим следующим образом: сведём в единый реестр оставленные Автором указания на этот счёт, и предоставим уважаемому собранию присяжных судить, насколько подозреваемый виновен или нет.

 

Оставим в стороне донесения авторов других упомянутых нами в самом начале толкований, которые подтолкнули нас к расследованию. Хотя в двух из трёх донесений прямым текстом было сказано, что описанный в Романе «иностранный консультант» по всем признакам – это Иисус во втором пришествии. Хотя, казалось бы, Автор прямым текстом утверждает прямо противоположное, но выстраивает целую систему признаков и доказательств вовсе не в пользу версии о пришествии сатаны. Точнее, не только сатаны, который тоже обязательно присутствует, но и кого-то более могущественного, чем сильные мира сего.

Понятно, что при выдвижении столь серьёзного обвинения необходимо назвать мотив Автора и причину его скрытности. Таких причин может быть несколько. Во-первых, Автор, наученный опытом первого пришествия и печальной судьбой Иоанна Предтечи, вполне мог беспокоиться не столько за свою судьбу, сколько за судьбу своего Романа, которому, по его представлению, суждено стать новым «гласом вопиющего в пустыне». И ведь действительно, в безбожной советской стране с тщательно вычищенным от христианских корней образованием и массовой печатью «роман о дьяволе» стал для многих в нашем поколении откровением об Иисусе и евангельских страстях.

И во-вторых, очень даже возможно, что Автор хотел, чтобы читатель сам, в конце концов, научился доверять своим глазам, а не чужим словам и чужому восприятию – даже если это слова самого героя или восприятие любимой героини. «По плодам их узнаете их» /Мк, 7,16/. Нужно ведь не только сказать о главном принципе различения тьмы и света, но и научить, например, судить об источнике света по наличию тени. И лучше всего учиться этому заблаговременно, на примере наглядного пособия в виде книги, а не на собственных ошибках, когда наступит действительно сложное время реального жизненного выбора.

И тот, и другой мотив может свидетельствовать о серьёзности, с которой Автор относится к этой древней сказке о грядущем «светопреставлении». Однако доказательством этого «мыслепреступления» должны служить только конкретные факты. Итак, по порядку обнаружения нами признаков «конца света» в тексте Романа:

Одним из первых мы обнаружили совпадение между мечтами Понтия Пилата, придумавшего хитроумный план спасения Иешуа, и реально судьбой безымянного мастера. В дальнейших ершалаимских главах Автор пытается убедить нас, что Пилат имел возможность для спасения Иешуа и в ходе Казни. Как минимум, это говорит о ходе мыслей самого Автора, пытающегося найти выход из предполагаемой ситуации, которую обрисовал автор «Легенды о Великом Инквизиторе».

Затем мы обнаружили явную параллель между сюжетом первых глав Романа и сюжетом канонических Евангелий. Отрезанная при участии комсомолки голова Берлиоза напоминает о судьбе Иоанна Предтечи, а преследующий Воланда Бездомный, который затем возжелает узнать, что было дальше – это очевидная пародия на Апостола Павла. Но в таком случае сам Воланд сопоставляется именно с Иисусом. То есть Автор начинает нас постепенно, издалека приучать к этой крамольной мысли.

Чем глубже мы проникали в секретные слои смыслов, тем откровеннее были указания Автора. Возможно, решающим прорывом было обнаружение нами соответствия между содержанием первых глав Романа и библейской символикой чисел. Из алхимических и прочих герметических источников, включая карты Таро, известно, что числа от 1 до 22 имели какие-то символические значения, толкуемые по-разному. Чтобы узнать смысл, который приписан этим числам в Библии, нужно было сопоставить между собой все случаи использования чисел в библейских книгах. Для первого ряда чисел от 1 до 12 это достаточно сложная, но уверенно решаемая задача. Собственно, только благодаря книге Евгения Полякова, который посвятил свою жизнь изучению библейской символики на основе содержания самой Библии, нам и удалось проникнуть глубже в тайный замысел Автора. В том числе выяснить символическое значение числа «302-бис».

Но верно и обратное: Благодаря новому прочтению Автором идей, связанных с разной символикой Нового Завет, удалось не только прояснить символический смысл старших чисел от 11 до 22, но и увязать правила составления многозначных символических чисел с учением Апостола Павла об ипостасях личности. В психической природе человека Апостол Павел выделяет четыре уровня иерархии в порядке возрастания старшинства – 1) телесную (плотскую) ипостась, 2) «душа» или «жена»; 3) «дух» или «муж» и 4) «внутреннейшее» над личностью или «Бог» со всей свитой ангелов и демонов. В символических числах каждому уровню соответствует в порядке старшинства соответствует свой разряд – единицы, десятки, сотни, тысячи.

При этом важно не спутать с физической плотью телесную ипостась психики, то есть исполнительные навыки или иначе «мастерство» личности. Эта страдательная часть личности имеет актуальное самоощущение во времени. Поэтому младшая цифра в символическом числе говорит о реальной деятельности человека, фактически о тех самым «плодах». «Мастерство», живущее лишь «здесь и сейчас», нуждается в эмоциональной мотивации, поэтому зависит от «души», живущей всегда мечтами о будущем в горизонте одной человеческой жизни. Поэтому символическое число десятков говорит об устремлениях личности в «этой жизни», а взаимосвязь «души» и «мастерства» составляют психический образ «внешнего человека», личного сознания и личного бессознательного.

Третий разряд символического числа соответствует смыслу существованию ипостаси «духа». В отличие от актуального «мастерства» и футуристической «души» старшая ипостась личности обращена в прошлое, является средоточием опыта поколений. Вследствие этого устремлённая в будущее «душа» зависит от этого наставника, поскольку без такой морально-нравственной инстанции обречена на вечное повторение ошибок, а кроме того именно опыт поколений задаёт чувствующей функции шкалу жизненных ориентиров – «что такое хорошо, и что такое плохо».

Наконец, если в символическом числе появляется разряд тысяч, то речь идёт о служении не духу, а Богу в той или иной форме. Трёхзначное число означает преемственность «духа» в череде личностей, а четырёхзначное означает большое собрание людей во многих поколениях, которую можно назвать обобщённо «церковью».

Теперь, после этих разъяснений можно примеры толкований символических чисел. Например, число «666» означает передаваемый из поколения в поколение опыт разобщения людей, который ориентирует душу конкретного человека на успех в деле разобщения, и в результате своей деятельности получает эту самую «разделённость». Эта символика вполне соответствует доминирующей сейчас в мире англосаксонской политической традиции, развившей до совершенства имперский принцип «разделяй и властвуй». Неизбежным продуктом этой традиции является, в частности, тот моральный урод, коллективный образ которого выведен в Романе как барон Майгель. Сказанное вовсе не означает общую характеристику англичан или американцев, но только вытекающих из традиции методов во внешней политике и неизбежной опоры на такой сорт людей во всём мире.

Теперь приведём другой известный пример символического числа – № «302-бис». Символическим значением «тройки» является триада «вера, надежда, любовь», из которых любовь главнее. «Ноль» в разряде десятков должен означать самоотречение души, индифферентность к мирским шкалам ценностей. То есть речь идёт о передаваемом из поколения в поколение духе бескорыстной любви к людям, единственной наградой за которую является обетованная мудрость, символом которой является «двойка». В известной нам хотя бы по преданиям истории такой символики заслуживает разве что череда ветхозаветных пророков, которую завершает Иисус как воплощённая мудрость Нового Завета. Добавив всем понятное «-бис» к достойной Иисуса символике «302», Автор даже не намекает, а просто обращает наше внимание на то, что именно в этом многоквартирном доме должен обитать Иисус во втором пришествии.

И уж совсем очевидными намерения Автора стали, когда он в главе 9, а потом в главе 19 связал их символическое значение с истолкованием двух евангельских притч – о неверном управителе и о девах разумных и неразумных. В первом случае Автор фактически говорит нам о наступлении того самого момента, когда «хозяин» Воланд призывает к ответу «неверного управителя» Коровьева, а тот в свою очередь спешит договориться с «должником» Босым. Однако по смыслу притчи это призвание сатаны к ответу непосредственно связано и предшествует с совершеннолетием и вступлением в права «наследника». В притче же о девах речь тоже идёт о недостаче «масла» в половине светильников, а «наследника» называют уже «женихом», и обещают его появление в полночь. Нужно только набраться терпения и не растратить масло на мирскую суету.

Очевидно, что Автор в главе про Великий Бал у Сатаны рисует именно эту опасность для «невесты», которую вводят в заблуждение относительно оставшегося времени, и соблазняют буквально в последний момент перед назначенным часом расплескать «масло». Коровьев в буквальном смысле рекомендует Маргарите поделиться своей любовью с целой толпой аморальных личностей: «Нужно полюбить его, полюбить, королева... Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...» На современном правозащитном жаргоне это называется – «толерантность».

Автор как потомственный богослов знал символическое значение притч и, следовательно, осознавал значение плохо замаскированных указаний на них в тексте Романа, следовательно, факт преднамеренной пропаганды «второго пришествия» и агитации в пользу «нетолерантного» терпения можно считать документально установленным. Осталось выяснить собственную роль Автора в приготовляемом покушении на власть кесарей, а также выйти на след сообщников и непосредственных исполнителей. Для этого, как совершенно точно вычислил барон Майгель, необходимо проникнуть в тайну «нехорошей квартиры» и «дома №302-бис».

Символику «многоквартирного дома» мы тоже разбирали, она эквивалентна той самой череде личностей, объединённым общим духом. Символический «дом №302-бис» имеет своим прототипом реальный дом на Большой Садовой улице, где в квартире №50 некоторое время обитал сам Булгаков. Это означает, что Автор причисляет себя к этой самой череде «пророков нашего времени». Приписав своей личности символическое число «50», Автор указал на свою жизненную мотивацию – быть сопричастным к тайному знанию, а также на весьма скромный, по его мнению, результат на этом пути. Но главным образом обозначил, что Творческий дух способен посещать и несовершенных, не готовых к самоотречению. Хотя, на мой взгляд, Автор скромничает и напрашивается на комплименты.

Кроме того, Булгаков поселяет в своей «квартире» Берлиоза, наделяет его своим именем и общей монограммой – «М.А.Б.», а также символикой Иоанна Предтечи. Из чего нужно сделать вывод, что в череде «пророков нового времени» самому Булгакову принадлежит такое же место и роль, какую Иоанн Предтеча сыграл в евангельской Мистерии. Не только «глас, вопиющий в пустыне», но и перст Божий, указующий на Учителя его будущим ученикам и всему Ершалаиму. Однако, в таком случае возникает вопрос: Каким образом Булгаков через семь десятилетий после своей физической смерти, собирается указать нам на Учителя? И почему нельзя было повторить ещё раз тот же самый сюжет, ещё раз прислать на землю пророка Илию, который бы в прямом эфире всех телеканалов рассказал бы нам о голубе? Вот-вот, даже не смешно.

Вообще-то, ответ на это возражение известен уже давно и дал его сам Иисус: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» /Мк 24, 23-24/. Или вот ещё об этом: «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого»  /Откр 19,12/.

Впрочем, последнее указание применительно к сюжету Романа опять обращает наше внимание на судьбу безымянного Мастера. Что же касается Воланда, то это вовсе не человек, а дух – причём дух особый, стоящий в иерархии духовных ипостасей выше, чем суетливый дух материализма Фагот или же хищный дух обогащения Бегемот. Творческий дух, способный перевоплощаться и перевоплощать другие ипостаси личности. Обитающий во «внутреннейшем» и посещающий время от времени тех или иных людей, пророков или гениев.

Так что, если мы представляем «второе пришествие» как появление какого-то конкретного человека, подобно явлению Иоанну Крестителю его двоюродного брата Иисуса при реке Иордан, то образ Воланда из Романа точно не годится. Скорее, Воланд соответствует тому самому «голубю», божественному духу, посетившего человека Иисуса. Кстати, заметим, что и в этом случае не обошлось без эскорта сатаны, самозваного «переводчика», пытавшегося навязать Иисусу искаженное, соблазнительное толкование его призвания в качестве главного героя завершающей Мистерии Ветхого Завета. Этот же соблазн неминуемо настигает в своё время и любимых учеников Иисуса – не только Иуду и Петра. Незадолго до Воскресения они оказываются в плену у теневой стороны Мистерии, соблазнённые внешней стороной событий Страстной недели в Ершалаиме – царскими почестями в адрес смертного человека Иешуа. Так и Маргарита соблазняется внешними признаками «королевского» статуса.

Слова Иисуса: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь»/Мк 26,31/ - сказаны не только двенадцати апостолам, но и всем последователям, не способным различить светлую и теневую стороны евангельской Мистерии. Теневая сторона связана с «телесной ипостасью» Иешуа, его мастерством как жреца, играющего роль воплотившегося в него Бога в финальном действии ветхозаветной трагедии. Светлая сторона связана с преображением и торжеством духа самоотверженной любви к человечеству, к Богу и к ближним, завершающего долгую череду воплощений в библейских пророках. Ту самую, которую символизирует число «302». Именно этот дух любви и есть настоящий Иисус, который после завершения своего пути воссел одесную Отца в «небесном царстве».

Что же касается «второго пришествия», то и здесь речь идёт отдельно о мастере и отдельно о Воланде, о телесной ипостаси и о преображающем духе вечной любви, а также о страстной душе, без которой мастерство также бессильно. Поэтому не исключено, и даже очень вероятно, что обещанный в Апокалипсисе «побеждающий» дух так же, как и две тысячи лет назад воплотится сначала в деятельности, в мастерстве одного человека. И лишь затем, в результате Мистерии, разыгранной на этот раз с помощью мощных масс-медиа, воплотится в учениках и последователях, как и обещано – по двенадцати тысяч из двенадцати колен. Хотя, разумеется, это тоже символические числа.

Таким образом, поведанная Воландом Иванушке судьба мастера может быть не только аллегорией общей судьбы творческого сообщества в России ХХ века, но и сюжетом самой финальной Мистерии. В этом тоже нет противоречия, с учётом «четвёртого ключа» - повторения одного и того же сюжета в последней четверти, и затем в последней стадии, и в финале последней стадии. Трагедия русской интеллигенции ХХ века повторяется в фарсе либеральных реформ, который вполне может завершиться грандиозной мистерией, в финале которого бедный мастер, так похожий на Иешуа, выйдет на авансцену, чтобы освободить похищенную «невесту». 

В таком случае, рассказанная в 13 главе «история мастера» становится необходимым дополнением к 23 главе. Ведь мы не знаем, что делал «жених», пока Маргарита претерпевала последнее испытание «толерантностью». И почему он не мог освободить его раньше. Возможно, потому и не мог, что сначала оказался под следствием, а потом в психбольнице. Скажете, что это уже явный домысел? Однако вот что говорит ученикам Иисус о последних временах перед вторым пришествием:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» /Мк 25,34-36/.

Эти слова воспринимаются, как обычное поучение о необходимости помогать простым людям, «братьям меньшим», но ведь относятся они именно к обстоятельствам «второго пришествия». А между тем, мастер действительно побывал и в темнице, и странником, и в больнице переодевали его.

В любом случае речь идёт о том, что прежде, чем явиться всем «в силе», Иисус сначала явится как «меньший». И, наверное, это не самый худший способ управления. Помнится, в какой-то восточной сказке был халиф по имени Гарун-аль-Рашид, который специально переодевался простолюдином. Пожалуй, стоит предупредить наших власть имущих, а то они, похоже, не в курсе насчёт возможных последствий пренебрежения своими обязанностями по отношению к «меньшим»…

Если уж речь зашла о сказках, то есть ещё одно подтверждение нашей догадки. При всём уважении и любви к Булгакову, он ведь у нас не единственный сказочник. Другим талантливым писателям и драматургам тоже, пусть и не в таких подробностях, но открывались образы и сюжеты «коллективного бессознательного», в том числе эсхатологические. Именно поэтому эти сказки с очень похожими поворотами сюжета и становятся любимыми, культовыми книгами, пьесами, фильмами.

Взять, например, мой любимый фильм про «того самого» барона Мюнхгаузена. Тоже ведь сначала попадает под следствие за активное участие в международной политике, делает важное открытие, которое никому не кажется нужным, а скорее сумасшествием. Затем теряет своё имя, становится простолюдином. В его отсутствие за его спиной организуют от его имени празднества, вынуждая его вернуться, и так далее. Вы и сами знаете продолжение.

Или другая любимая в народе сказка-фильм, называется «Кавказская пленница». Тоже учёный очкарик, тоже попадает сначала в милицию, потом в психбольницу, где теряет своё имя. А пока он отсутствует, его возлюбленная, не без содействия героя, попадает на свой Бал, в райский уголок изобилия и развлечений, но с тюремным режимом. Затем слабый герой появляется «в силе» и символически убивает воплощающего зло антигероя. Там и ещё есть интересные детали, вроде вылетающей в окно героини. В пьесах Шварца про «Обыкновенном чудо» и о Драконе тоже повторяются повороты сюжета, связанные со «свадьбой», происходящей в отсутствие героя. Похоже, что так или иначе, но все эти сказки находят живой отклик в душе зрителей по причине совпадения образов и сюжета с тем самым «скрытым планом», который позволил Булгакову за много десятилетий предвидеть ход будущих событий.

И всё же, возвращаясь к Булгакову и его роли Предтечи, каким образом он может нам помочь распознать мастера, которому суждено сыграть роль Воланда в Мистерии Великого Кризиса?

Что касается внешности, то сам Автор в первой же главе подчёркивает невозможность составить словесный портрет. Подробности биографии? Но любой из простых людей, «братьев меньших», не застрахован от сумы и от тюрьмы. Занятие наукой и сочинение собственной теории? Ну, этого добра в наше время больше чем достаточно, необязательно даже посещать лечебницы или опрашивать психотерапевтов. Сам же Воланд в диалоге с Предтечей специально подчёркивает: «Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой».

Так что способ, с помощью которого Михаил Предтеча собирается указать нам на настоящего Мастера, остаётся загадкой. Да и не могло быть по-другому, иначе было бы нарушено обещание: «Се, иду как тать…»/Откр 16,15/. И, кроме того, Иисус просил не верить на слово вообще никому, без исключений. Тогда получается, что никто не может сыграть роль Предтечи во втором пришествии, даже Булгаков? Однако, что там дальше сказано в Апокалипсисе: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою…». Символика «одежды» нам знакома – речь идёт о знаниях, а «бодрствующий» и так понятно. Бодрствовать – означает стремиться узнать всё самостоятельно, не доверять на слово, перепроверять интерпретации, не поддаваться на давление навязываемых стереотипов. Единственный верный способ узнать, на кого указывает или ещё только укажет Автор с помощью своего Романа, – это дойти до всего своим собственным умом.

Мне кажется, что я уже догадался о способе, с помощью которого Предтеча даёт знать бодрствующим о том, что они на правильном пути. Но, во-первых, я и сам не до конца уверен, а во-вторых – это было бы нарушением условия «бодрствования одетых». Зачем же лишать блаженства того, кто и сам способен разобраться, в том числе благодаря Булгакову и его Роману.

 

В любом случае, я поздравляю всех бодрствующих и себя с тем, что мы одолели этот барьер, обнаружили все сквозные идеи и скрытые сюжетные линии, сходящиеся к центру Лабиринта. Дальше будет проще, нам останется только быть внимательными и интерпретировать оставшиеся главы по уже известным правилам. 


Tags: Булгаков, ММ, анализ, историософия
Subscribe

  • Работа над ошибками (13)

    13. Ключ на старт (начало) Повторю не лишний раз – все, что происходило в политике, особенно в политике США и Британии, в уходящем…

  • Работа над ошибками (12)

    12. Сильно сокращенная история болезни (начало) Гипервисокосный год устало подползает к финишу, так что можно уже итожить и исправлять наши…

  • Работа над ошибками (10)

    10. Распасы без Козыря (начало) Небольшое затишье в виртуальных боях пролов с креаклами, потому можно позволить себе немного общей теории на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments