oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

MMIX-55

Благодаря любезно оставленным Автором и найденным нами ключам от Лабиринта Идей мы смогли убедиться, что весь текст Романа представляет собой вовсе не хаотический вихрь фантастических образов, «а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель».

Заметим, что «четвёртый ключ», с помощью которого кульминационные главы прочно увязаны с предшествующим сюжетом Романа, заимствован Автором как раз у Аристотеля. Классическая теория драмы в её первозданном дионисийском смысле как раз и предусматривает обязательное повторение трагедии в виде фарса. Так что процитированная фраза Бегемота – это всего лишь подсказка Автора, где искать ключи для превращения комедийной «словесной пачкотни» в стройную логику истолкования. Но в таком случае нам стоит узнать также, чем прославились ещё двое упомянутых авторов.

Секст Эмпирик – один из классиков античной философской школы «скептицизма», задолго до Декарта провозгласившей принцип сомнения в качестве основы для научного анализа явлений. В нашем случае Автор очевидно призывает отнестись с сомнением к лежащей на поверхности версии происходящего, применить к тексту десять приниципов античного скептицизма, то есть детально изучить взаимосвязи каждого из героев, в зависимости от места, времени, взаимных положений и так далее.

Марциан Капелла – латинский философ V века, автор и энциклопедического труда «Сатирикон», лежащего в основе европейского образования Средних веков и Возрождения. Написанный им философский трактат о «семи свободных искусствах» имеет весьма искусную внешнюю литературную форму в виде сказания о свадьбе бога Меркурия, он же Гермес, с Филологией. Интересно, что в завершении свадебного бала «невесте» дают таинственный предмет яйцеобразной формы, содержимое которого она выпивает, что превращает тело ее в эфир и делает ее бессмертной обитательницей небес. Здесь, разумеется, заслуживают внимания содержательные параллели с судьбой Маргариты - творческой общественности, которая должна в своём развитии перейти от филологии к философии, из мира внешних форм в мир эфирных идей. Но прежде всего Автор указывает на тот факт, что под внешней формой романтической сказки скрыто серьёзное философское содержание.

Возвращаясь к Аристотелю и к его теории драмы, не забудем и об аристотелевской космогонии, которую он трактовал как происходящую на небесах и в подлунном мире вселенскую трагедию. Это означает, что события в реальной жизни происходят в такой же последовательности развёртывания классического сюжета, что и в виртуальном пространстве театральной сцены или же уличного пространства города, ставшего сценой Мистерии. Следовательно, и все другие найденный нами ключи, включая девятый, тоже восходят к философии Аристотеля.

В случае с 22 стадией использовать «девятый ключ» для поиска параллелей в политической реальности или в исторических сюжетах нужно с определёнными оговорками, чтобы не ввести читателя в ненужные заблуждения относительно того самого «второго пришествия», к обетованию которого фактически присоединился Автор.

Дело в том, что само по себе достижение 22 стадии вещь достаточно обыкновенная в каком-либо политическом, экономическом или ином процессе психологического созревания субъекта. В психологии личности эти финальные стадии Надлома принято называть «кризисом среднего возраста». Именно об этой стадии развития сложена народная мудрость – «седина в бороду, бес в ребро». А вот как описывает её классик аналитической психологии:

«Середина жизни - время наибольшего раскрытия, когда человек еще отдает своему делу все силы и способности… Вино перебродило и начинает отстаиваться, становясь прозрачным. Если все идет хорошо, развиваются консервативные наклонности. Вместо того чтобы смотреть вперед, человек все чаще невольно оглядывается назад и начинает критически осмысливать прожитые годы. Делаются попытки отыскать свои истинные мотивации и, в этом отношении, совершаются подлинные открытия. Критическое рассматривание самого себя и своей судьбы дает ему возможность распознать собственное своеобразие. Однако это прозрение дается ему не легко; оно достигается только ценой сильнейших потрясений» /Юнг К.Г. Брак как психологическое взаимоотношение/.

Такие же зрелые стадии самопознания и адаптации к своей собственной психологической природе переживают страны и народы, научные сообщества и религиозные конфессии. Например, в истории российской монархии таким периодом «кризиса среднего возраста» можно считать весь XVII век. Буйный норов Смутного времени вполне также соответствует 21 главе. Можно точно также обнаружить возбуждение казачества на юго-западном направлении, и даже вынужденный «отдых» основателя новой династии в польско-литовских пределах. Затем на какой-то период наступает «тишайшее время», когда в изоляции Измайловского острова вызревает новая идеология европейской православной монархии. Наконец, «бал сатаны» в виде Северной войны, в которой два равных и очень похожих по всем внешним признакам молодых монарха ведут борьбу за звание создателя Большой Европы. Нужно ли напоминать, что Петра Великого тоже величали и «сатаной», и «антихристом». Но и обожествлять царя-реформатора нет никакой необходимости. Разумеется, без помощи Провидения, творческого духа истории не обошлось, но речь всё же шла о становлении консервативной идеологии российской монархии, а совсем не о «втором пришествии»,

Точно так же, когда мы вместе с Автором проводим параллели с недавней или даже актуальной политической реальностью, речь идёт о таких же процессах становления государства или гармонизации отношений в рамках общей с украинцами и белорусами цивилизации. Мы уже разбирали параллели политических событий 2003-2005 годов в России и на Украине с 21 главой Романа. Теперь можно внимательнее посмотреть на 22 стадию процесса учреждения нового российского государства. В декабре 2005 года закончилась провалом попытка одной из кремлёвских фракций привнести в российскую политику «оранжевые методы». После этого настал период политического затишья, в течение которого эти самые фракции в новых кабинетах готовились к «балу» - затяжной предвыборной кампании с участием двух «преемников», знак равенства между которыми специально подчёркивался всеми без исключения масс-медиа. И тем не менее победил не тот из двух, который делал ставку на политические интриги и медиа-технологии, а другой, можно сказать кабинетный работник. На мой взгляд, эта победа связан с тем, что именно Медведев является воплощением духа юридического сообщества, законников. Даже его кабинет в Кремле до избрания имел символический номер «343», то есть «семь в кубе». В этом смысле нового президента можно сопоставить только с создателем современного российского государства М.Сперанским. Его восхождение к высшей после императора власти также связано с тремя «семёрками» - Тильзитским договором от 07.07.1807 года.

Главное в анализе политических процессов, как и завещал Секст Эмпирик, никогда не путать уровни рассмотрения, чтобы зря не обольщаться, а потом так же напрасно не разочаровываться. Государство как система институтов и технологий поддержания стабильности не совпадает ни с понятием страны или нации, ни даже с политическими институтами и технологиями. Политика – это отдельная и более важная сфера деятельности, хотя и сопряженная с государством. В период постсоветской Реставрации 1992-2007 годов предметом политики действительно была реформа государства и законодательства, но после завершения этого периода надлома государственных институтов фокус политики сместился в область структурной реформы реальной экономики. Соответственно, в государственных институтах должен теперь начать свою деятельность дух законности и порядка, а не демоны политтехнологий. Но это означает и тот факт, что должность формального главы государства становится не столько политической, сколько рутинной, церемониальной в лучшем смысле этого слова. Именно поэтому надежды части либеральной общественности использовать институт президента в целях политического реванша против реального политического центра также несбыточны как и при Александре Первом.

Теперь мы можем перейти на уровень выше – к политическому процессу в масштабах современной евразийской цивилизации. Здесь в августе-сентябре 2008 года произошла почти такая же консолидация общего цивилизационного пространства, как и на уровне Большой Европы после Полтавской битвы 1709 года. В некотором смысле произошло отрицание этого 300-летнего периода вынужденной вовлечённости евразийского пространства в европейскую политику. Теперь уже сама Европа в силу мирового кризиса вынуждена начать процесс формирования добрососедской, но прочной границы. Такой же процесс будет происходить и с другими соседями по планете. Потому что в условиях мирового кризиса каждый спасается сам и может надеяться только на такого сильного соседа, который не может отгородиться культурно-цивилизационной границей. Осознание этого факта кризисной геополитики постсоветскими элитами ещё только начинается, поэтому после 20 стадии домашних приготовлений нам всем ещё предстоит пережить очередное переформатирование элит, близкий аналог Смутного времени с использованием завезённых к нам «оранжевых» политтехнологий. Поэтому все так называемые «цветные революции» 2003-2004 годов, включая репетицию антиолигархической «революции сверху» в самой России – это такие же цветочки, как и первая русская революция 1905 года по сравнению с революцией 1917 года.

В ходе скоротечной 20 стадии происходит инвентаризация и «примерка» уже существующих знаний и методов, необходимых в новой ситуации. Однако в нынешней ситуации системного кризиса глобальной надстройки, боюсь, ни одна из советских или антисоветских версий «исторического материализма» не пригодится. Поэтому придётся нашей столичной общественности покидать неодетыми и необутыми «верхний ярус» своей башенки-пристройки к падающей вавилонской башне «глобализма».

Когда для постсоветской элиты может начаться этот Полёт? Судя по всему, немного раньше, чем начнёт рушиться сам «Нью-Вавилон». Точнее, именно «борьба с кризисом» в Москве и на постсоветском пространстве могут послужить тем толчком, который не оставит «камня на камне» от Уолл-Стрит. И в этом смысле обрушение башен-близнецов в 2001 году является такими же символическими «цветочками», как и все остальные события начала нового века. По моим приблизительным прикидкам /с которыми можно ознакомится в других материалах этого ЖЖ/ антикризисный вылет должен состояться ближе к концу 2009 года, когда будут исчерпаны запасы прочности прежней ориентированной на доллар системы управления экономикой. Однако наказанием для олигархов на этот раз будет не национализация их империи, как было с Ходорковским в 2003 году, а наоборот – отказ от фактической национализации. Показательный крах одной из крупнейших бизнес-империй станет началом информационной «гражданской войны» между разными кланами и группами политических элит за право доступа к бюджету и к рычагам эмиссии.

Отношение общественности уже сформулировала Маргарита в начале 20 главы, когда потушила обе «керосинки»: «– Обе вы хороши!». По-настоящему горячих эпизодов будет немного, и то они будут ограничиваться нанесением ущерба лишь имуществу, без смертоубийства, но только если виновники ситуации вовремя смоются из дома на похороны безголового мирового порядка. Аналогично, чтобы избежать «выноса тела», скорее всего, поступят наиболее одиозные представители постсоветских элит в соседних странах. Причём эмоциональная Грузия и в этом случае будет забегать впереди паровоза. Самые феерические события традиционно ожидаются на киевском Майдане. И как обычно, самыми последними отреагируют на случившиеся геополитические изменения белорусские политики, которые, наконец, решатся у себя в «тихом омуте» организовать «шабаш» либеральных реформ. И как всегда, окажутся в числе безнадёжно отставших от времени. Однако не исключено, что именно в этом «болоте тётушки Тортилы» обнаружится бережно сохранённый «ключик», необходимый для создания временного антикризисного управления межотраслевыми балансами на постсоветском пространстве.

После относительной стабилизации ситуации года через три тихо и незаметно наступит 22 стадия, которая также начнётся с затишья и изолированных экспериментов, поисков решений в игре против не желающей сдавать позиции финансовой олигархии. Должна произойти поляризация двух альтернативных центров на постсоветском пространстве. При этом улетевший в период преодоления «смуты» из Москвы в Киев «боров» имеет к этой поляризации самое прямое отношение. Мы уже обнаружили двух главных прототипов благообразного образа Николай Ивановича – это товарищ Бухарин из недавнего советского прошлого, а также достопочтенный лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон из того самого переломного исторического времени, о котором упомянул Воланд, жалуясь на колено.

Всем известен основоположник современной политологии флорентиец Макиавелли, но мало кто в курсе, что первым политтехнологом следует считать именно лорда Бэкона. Например, независимо от того, кто на самом деле был автором шекспировских пьес, вдохновителем этой тонкой игры в политический театр был именно он, Бэкон. Равно как успел немного засветиться и в попытках дёргать за ниточки гражданской войны в соседней Франции. Что же касается Н.И.Бухарина, то он был не только главным редактором газеты «Правда», но и идеологом «правого», либерального крыла партийной элиты. То есть у нас есть основания полагать, что речь идёт о коллективном образе, который действительно смахивает на благообразных околокремлёвских политических консультантов. И это весьма вероятно, что гнездо кремлёвских медиа-технологов и либеральных идеологов будет вынуждено переместиться на Украину, откуда многие и прибыли в Москву. Просто по причине невостребованности в России, и растущего спроса со стороны олигархической власти в Киеве – причём не только для внутреннего выяснения отношений, прежде всего – для лоббирования киевских, днепровских, одесских и донецких интересов в Москве.

Образ толпы исторических деятелей в сопровождении эротических красоток ассоциируется, прежде всего, с современной киноиндустрией. Поэтому весьма вероятным является использование растущего интереса широкой публики к истории для навязывания либеральных, скандально-гламурных интерпретаций исторических событий нашей общей истории. При этом ареной сражения за умы является общее русскоязычное информационное пространство, а главной целью – подкупить, ангажировать, перетянуть на свою сторону московскую творческую общественность. Тогда и проблема возвращения политического влияния получит перспективу.

И кстати, если снова вернуться на уровень ниже, в 22 стадию внутрироссийского политического процесса в 2006-2007 году, то одним из самых ярких событий этого периода было появление насквозь либеральной и плоской интерпретации самого Романа в виде телесериала. С одной стороны, была и от этого польза – многие молодые люди впервые услышали о книге, а некоторые даже прочитали. Но лично я больше двух серий этого гламурного издевательства над любимой книгой не выдержал. Хотя внешне всё выглядит пристойно. Вот по этому символическому «цветочку» можно уже судить о «плодах», которые созреют лет через пять-семь.

Что же касается финала этого будущего представления, то, согласно Аристотелю, он должен быть вполне комедийным, что нисколько не противоречит активному участию украинской элиты в процессе. Но как именно всё будет происходить на этом общем московско-киевском «майдане», этого сегодня предсказать не сможет никто.

Теперь попробуем выйти ещё на один уровень выше и попытаемся определить, в какой стадии находится геополитический процесс формирования глобальной надстройки. Здесь уже нам будет не до смеха, поскольку по всем приметам мировая финансово-экономическая и военно-политическая система близки к самому дну своего Надлома. Символика «падающей башни» поэтому совсем не случайна, поскольку истекают последние годы или даже месяцы 16 стадии процесса, в котором роли-маски Иешуа, Пилата, Иуды, Левия принадлежат четырём центрам четырёх цивилизаций, играющих заглавные роли в геополитических раскладах – Россия, США, Германия и Израиль. Роль влиятельного «медиа-технолога» Афрания исполняют наследники лорда-канцлера Бэкона из Лондона. И только грозовая туча мирового кризиса может спасти Россию и её соседей от этой затянувшейся Казни.

Ретроспективно можно достаточно легко обнаружить предыдущие узлы и стадии. Ялтинская конференция и открытие Второго фронта в 1944 году положили начало не только послевоенной «ялтинской системе», но и 14-й стадии её активного распространения на весь мир, сдерживаемого взаимными страхами «холодной войны». Следующая 15-я стадия начинается примерно в 1968 году и заканчивается в 1991-м. Начинается заблуждениями пражской и парижской весны и заканчивается заблуждениями московской перестройки.

Если вернуться к первой четверти империалистического Надлома, то рождение действительно глобальной надстройки связано с наполеоновскими войнами, а символическим событием, открывающим 11 стадию «несвободы и осознания несовершенства» становится пожар Москвы в 1812 году, означавший поражение первой попытки установления мирового господства. Но именно эта попытка объединила все мировые империи в первую общеевропейскую, а значит – и глобальную систему Священного Союза. Короткий период формального первенства России заканчивается вместе с 11 стадией с началом Крымской войны и смертью Николая I. Следующая, 12 стадия – это период затишья и накопления сил для решающей схватки между имперскими центрами. Переход к 13 стадии является следствием русско-японской войны, а фактически нападения Англии чужими руками на собственного формального союзника. Символическим началом 13 стадии становится революционный пожар декабря 1905 года в Москве в ответ на конституционный манифест Николая II.

Здесь нет места для подробного обоснования именно такого деления глобального политического процесса на стадии, но саму схему разноскоростного течения политических процессов на нескольких разных уровнях нужно иметь перед глазами, чтобы сделать следующий шаг наверх. Попробуем взглянуть теперь уже на ещё более масштабный всемирно-исторический процесс, и попытаемся найти в нём аристотелевские моменты вселенской трагедии.

Сравнивать лучше всего с ближайшим уровнем, который и по масштабам субъектов, и по методам их взаимодействия наиболее близок к изучаемому. Какой субъект истории в масштабах веков может соответствовать, например, тем же США в масштабах десятилетий ХХ века. Какая мировая империя возникла как заморская колония ещё более влиятельной в прошлом мировой империи, сменила её в роли центра мировой торговли, а затем в одночасье рухнула как вавилонская башня? Кроме Византии, наследницы Римской империи других кандидатов просто нет. Поэтому мы вправе предварительно привязать узел 16/17 к падению Константинополя в 1492 году. Заметим, что отношения Второго Рима с Московским государством в предшествующий период имеют очень большое сходство с недавними отношениями между США и Россией. При этом Советскому Союзу очень точно соответствует многонациональная Золотая Орда. 

Соответственно, мы можем обнаружить и узел 13/14, аналогичный тому моменту, когда США додавили сопротивление ослабевшего союзника и предшественника. В 1944 году на смену прежней системе колониальных империй во главе с Британией приходит Pax Americana, имеющий надёжную опору и стабилизирующий противовес в Москве и созданную совместно с СССР позицию на Ближнем Востоке, в Израиле. Однако нужно заметить, что сама Великобритания к этому моменту уже заметно перекрасилась политически и исповедовала чуть ли не социалистические методы управления. Поэтому узел 13/14 в масштабах всемирно-исторического процесса можно достаточно уверенно привязать к середине XI века, ознаменовавшегося формальным расколом между римской цивилизацией и византийской. Главной причиной открытого раскола стал предел экспансии римского мира на восток, поставленный новым союзником Византии – Киевской Русью. Середина XI века – это завершение процесса христианизации наследия Римской империи, включая латинизированных и эллинизированых варваров, и выход мировой цивилизации из античных пределов на новые просторы – атлантические и евразийские. Именно в этот момент на периферии Ойкумены возникают форпосты будущей экспансии – Вильгельм Завоеватель вторгается на Британские острова, Ярослав Мудрый и его сыновья обустраивают будущую Московию, на северо-востоке исламского мира выходят на историческую арену турки. И кроме того евразийская степь в лице половцев становится четвёртым самостоятельным игроком в треугольнике Рим-Византия-Ислам. Если учесть, что в греческом оригинале Апокалипсиса «конь бледный» имеет цвет соломы, то есть «половы», откуда и название половцев, то аналогия с «четвёртым всадником» достаточно прозрачно.

Заодно мы обнаружили ещё один критерий разбиения на стадии в рамках большого ряда. В третьей стадии второго ряда, то есть в 13-й было три главных субъекта, в 14-й появляется четвёртый, который и символизирует реакцию внешнего пространства, сдерживающий фактор экспансии.

Соответственно, можем предположить, что 13 стадия связана с появлением в VII веке третьего субъекта в монотеистическом историческом пространстве – исламского халифата. Именно с этим связано начало формального передела границ внутри Ойкумены. Но важно и идейное содержание стадии – дифференциация античной цивилизации по психологическому признаку. В западной Европе ведущей духовной ипостасью является мастерство, в византийской цивилизации первую скрипку играет душа, в исламском мире – дух. Европа занята сегодняшним днём, Византия – мечтами о светлом будущем, Левант – созерцанием опыта прошлого. От достигнутого христианской проповедью и смирением изначального единства позднеантичного мира остались только любовь, надежда и вера, да и те обитают в трёх разных частях света.

Возвращаясь на триста лет назад мы теперь довольно легко обнаружим узел 11/12, который следует привязать ко времени Никейского собора (325 г.), утвердившего официальный Символ веры и политический компромисс с римским государством. Но одновременно ставший началом разделения христианства на две ветви – западную и восточную. Главной причиной этих начальных расхождений тоже, естественно, была дифференциация по психологическому признаку – между экстравертной и интравертной установками, а поводом – вопрос о соотношении между церковью и государством. При поддержке последнего спор был решён не содержательно, что невозможно, а догматически – в пользу экстравертов и государства, для которых внешняя символика религии была одинаково значима. Противоположная партия, что характерно, опиралась не на Рим, а на европейских варваров, что и предопределило дальнейший ход западноевропейской истории. Конкретное имя лидера или идеология противников не столь важны – сегодня это ариане, завтра несториане, иконоборцы. Важно, что процесс разделения христианства на официальное и «неправильное» занимает всё время 12 стадии.

То ли дело самый трудный, но и самый счастливый период младенчества христианской идеи, единой в своём признании единственной истины – несвободы этого мира и несовершенства людей. Переживание этого несовершенства и желание достичь единства с совершенным – вот единственный смысл существования первых христиан. Поэтому 11 стадия всемирно-исторического процесса наступает с выходом христианства на историческую арену в качестве самостоятельного субъекта. Этот момент происходит лишь спустя 30 лет после евангельской Мистерии в Ершалаиме. Символическим событием, освятившем рождение христианства, становится Великий пожар Рима в ночь с 18 июля на 19 июля 64 года. Последовавшие за этим официальные гонения на христиан превращают само христианство, как и его никому неизвестных лидеров – казнённых Апостолов Петра и Павла, в действующих лиц Истории.

К этому моменту мы ещё вернёмся, а сейчас двинемся в противоположную сторону, в будущее от узла 16/17, связанного с падением Константинополя. На рубеже XV-XVI веков происходит разграничение пространства развития будущих наций Большой Европы, что и составляет политическое содержание узла 17/18. Христианский мир раскалывается на всё более мелкие осколки, объединяет которые общее культурно-экономическое пространства, а значит и необходимость общих принципов светского права. Исторический выбор, который делает Генрих Наваррский: «Париж стоит мессы», сделан вовсе не в пользу католичества, а наоборот – в пользу отказа от политической роли церкви, перемещение её в свиту светской власти. Это и есть та самая «травма ноги», полученная около 1571 года.

Следующий узел 18/19 мы уже немного обсудили – это 1709 год, Полтавская битва, выход России к Балтике, но главное - формирование единого экономического пространства Большой Европы. Дешёвые энергетические и сырьевые ресурсы России от Балтики до Урала и речная транспортная сеть делают русские чугун и медь теми «консервами», из которых получает питание Великая промышленная революция. Мы уже обсуждали, что 19 стадия в любом процессе является стадией Реставрации. В данном случае реставрации имперской организации больших пространств по образцу Первого Рима. Вовлечение огромных пространств, населения и ресурсов, бурный демографический рост вынужденно растягивает эту имперскую стадию примерно на такой же период, как и исторические стадии позднего римского периода. Поэтому заканчивается 19 стадия лишь через 235 лет, в 1944-45 году.

Этот «ялтинско-потсдамский узел» 19/20 нам уже немного знаком. Получается, что последняя четверть (20-22 стадии) Надлома Истории совпадает со всей большой стадией Надлома глобальной политической надстройки. Этот вывод полностью соответствует с правилом «восьмого ключа», которое мы вывели из анализа текста Романа. Нужно только, по всей видимости, сделать небольшую коррекцию, уточнение этого правила для реальных политических процессов. Дело в том, что более быстрый, «вложенный» процесс стартует чуть-чуть раньше, как при передаче эстафеты бегунами, и подхватывает движение более масштабного процесса, пройдя где-то половину своей 14 стадии. Так и в нашем случае – узел 13/14 в рамках процесса формирования Объединенных Наций стартует вместе с высадкой союзников в Нормандии. А вот узел 19/20 в рамках всемирно-исторического процесса наступает 8-9 мая 1945 года, в День Победы.

Следующая 20 стадия Всемирной Истории совпадает по времени, но не по идейному содержанию, со второй четвертью (14-16 стадии) Надлома Объединённых Наций, которая завершится в ближайшие годы вместе с началом выхода из уже стартовавшего мирового кризиса. Это означает, что 21 стадия Полёта на глобальном уровне начнётся примерно через год после выхода из «кризиса среднего возраста» всей евразийской политической элиты.

Теперь нам осталось только сопоставить два момента в двух больших стадиях Всемирной Истории – узел 10/11 на стадии Подъема, рождение христианства как субъекта Истории, – и узел 20/21 на стадии Надлома. Таких моментов всего три во всём процессе, когда стартует большая стадия – Подъём, Надлом или теперь Гармоническая. Можно догадаться, что старт первого большого ряда (1-12 стадии) каким-то образом связан с содержанием Ветхого Завета, с рождением Адама или, скорее, с рождением человечества – изгнанием Адама и Евы из первобытного Рая. Иисуса называют вторым Адамом потому, что с его именем и образом связано «изгнание» человечества из детско-юношеского периода жизни. Начало периода Нового Завета аналогично началу ветхозаветных времён. Теперь приближается время «третьего Адама», Иисуса «в силе», Побеждающего.

Будет весьма любопытно проанализировать ветхозаветную реконструкцию начальных стадий Истории на предмет выявления всех 10 стадий, предшествовавших рождению христианства. Но это не имеет прямого отношения к анализу булгаковского Романа, и стоит сделать это как-нибудь позже в качестве приложения к этому исследованию. Пока можно лишь заметить, что независимо от мнения авторов Ветхого Завета узел 9/10 Всемирной Истории связан с учением Аристотеля и деятельностью его ученика, объединившего в одной империи все страны Ойкумены.

Теперь уже поздно извиняться перед читателями, но надеюсь, что и так понятно, для чего была нужна вся эта громоздкая конструкция со стадиями процессов разного уровня. Теперь понятие «второго пришествия» из религиозно-мистической сферы плавно переходит в сферу критического анализа на основе скептических принципов Секста Эмпирика. В свое время христианство ворвалось в исторический процесс внезапно и в уже сложившемся виде, но этому предшествовал процесс его собственного созревания в маргинальном пространстве иудейской секты, а затем соревнования двух апостольских движений – Петра и Павла.

Этот процесс созревания христианства вполне поддаётся анализу на основе нашей системы из трёх рядов стадий. Мы уже не однажды отмечали, что в самом Новом завете во время Тайной вечери происходит символический переход от числа «12» к числу «13». Предшествующий избранию двенадцати учеников период относится к 11 стадии, которая начинается в момент Крещения, то есть рождения ипостаси Учителя. В свою очередь, 13 стадия завершается в момент схождения Святого Духа. Это достаточно очевидно. Но в целом процесс превращения апостольской общины в христианскую церковь занимает ещё 30 с лишним лет вплоть до казни Петра и Павла. Это процесс заслуживает отдельного анализа и проведения параллелей с соответствующими главами Романа, из чего станет ясно, что Булгаков тоже сделал в своё время такой анализ Нового Завета.

 

Теперь нужно немного перевести дух и собраться с мыслями, чтобы двигаться дальше – из древнего Ершалаима в вечный Рим.

P.S. Единственное дополнение касается Иммануила Канта, которого тоже не случайно упоминал Воланд в беседе с Бездомным. Кант как основоположник современного естественнонаучного мировоззрения предшествует 11 стадии глобальной надстройки точно так же, как и Иисус предшествует 11 стадии Всемирной Истории. И точно также из тихого Кёнигсберга мирные идеи тихого философа прорываются сначала в европейскую Антиохию – Париж, а затем ведут армию двунадесяти языков во всемирный поход на Третий Рим, который также завершится Великим пожаром Москвы.


Tags: Булгаков, ММ, анализ, историософия
Subscribe

  • Просвеченная закулиса

    На мировой политической сцене летний антракт – перестановка реквизита туда-сюда, местами идет подновление обветшалых декораций. Сквозь…

  • «В час небывало жаркого заката»

    Не очень интересно комментировать очевидные для себя вещи и события, особенно после ранее сделанных прогнозов. Разве что в былые дни от…

  • Как фанера над Бобруйском

    Инцидент с управляемым спуском минского «засланного казачка» с европейских небес на родную землю, безусловно, является знаковым…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments