Что-то мы под впечатлением буйных апрельских событий стали забывать про Перестроечку? Помнится последняя параллель с Перестройкой была отмечена на рубеже «начало апреля-2010» как быстрое поверхностное повторение событий лета 1990 года. Можно ли найти дальнейшие параллели хотя бы для самых громких событий?
Что касается отчета правительства и вообще соревнования между президентом и премьером на тему, кто в стране главный, то летом и осенью 1990-го этого добра было навалом. С одной стороны Горбачев, с другой – Рыжков, который на деле опирается на руководство крупнейшей республики (Силаев, Бочаров, Явлинский – это все были его люди в окружении Ельцина), но пытается изобразить некие противоречия. Примерно такой же спектакль намедни разыграл Путин в отношении главы крупнейшего региона России.
Летом 1990-го после вторжения Саддама в Кувейт начались первые тектонические сдвиги в глобальной политике, начало перехода бывшей сверхдержавы под крыло бывшего «вероятного противника». В начале нынешнего апреля тоже случились явные сдвиги в глобальной политике, только они связаны с обратным движением, вытеснением США с постсоветского пространства.
Примерно тогда же начался бурный роман Горбачева с украинской элитой. Наследник Щербицкого Ивашко даже стал заместителем генерального секретаря.
Помнится осенью 1990 года также было много слухов и разговоров насчет закручивания гаек, передвижений спецназа к Москве, замаскированных под десант «на картошку». В этом смысле конец апреля по числу такого рода слухов был не менее урожайным. Однако на поверку все это оказалось блефом – и тогда, и сейчас, попыткой с помощью легкого запугивания удержать и без того ослабевшие вожжи. Достаточно было трагичного, но обычного происшествия – убийства Александра Меня из-за денег (но саперной лопаткой по голове) – чтобы все позднесоветские силовики перетрухнули не на шутку (а что подумает заокеанская «княгиня Марья Алексеевна»?). Похожий по симптомам общий «перетрух» случился на минувшей неделе по поводу очередной смерти в СИЗО.
В прошлый раз не помогла даже провокация с покушением на Горбачева со стороны «демократов» во время праздничной демонстрации 7 ноября. Вот и сейчас я немного тревожусь за нашего младшего президента, который будет принимать парад на той же самой Красной площади. Параллель здесь более чем весомая. 7 ноября 1990 года по площади впервые в одном строю прошли две колонны демонстрантов – советская и антисоветская. Вот и в это воскресенье в одной колонне пройдут войска из бывших советских и антисоветских республик. Как бы чего не вышло? Все-таки 130 самолетов над Москвой – немного перебор даже для юбилея.
Если же попытаться продлить параллель далее, то в конце 1990 года случилась коренная реорганизация правительства. Вместо всеохватного советского Совмина был сформирован компактный Кабмин, избавленный практически от всех социально-экономических обязанностей в пользу республиканских властей. Вот и нынче готов к подписанию не менее масштабный законопроект о финансовой реформе бюджетного сектора, который направлен ровно на то же самое – сбросить все социальные обязательства с федерального на региональный и местный уровень.
А заодно попытаться взять на более короткий поводок «Единую Россию». Выборы уже в следующем году, значит политический торг начнется уже этой осенью, по итогам октябрьского дня голосования. Такая политическая удавка для «медведя», когда вся ответственность уже лежит на партии региональных элит, а результат зависит только от доброй воли Минфина и его филиала в Минсоцздравразвития, очень даже не помешает. Вот и бывший советский министр финансов, а потом премьер Павлов думал точно также, когда планировал и запускал свою фискальную реформу.