oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

Все было когда-то...

До марта в текущем контексте писать будет особо не о чем, процесс пока назревает. Так что есть время для более масштабных исторических параллелей. Нынешнюю ситуацию в России можно в отдельных аспектах сравнивать и с началом 1917-го, и с кануном 1941- го, 1812-го годов, или с началом века XVIII-го.

Но есть один период в истории России, где число параллелей с нынешним временем максимально. Это конец XV века, правление Ивана III Васильевича «Великого», он же «Горбатый». Судите сами: 

 

1. Первая параллель во внутренней политике видна невооруженным глазом. Это стабилизация боярской элиты через «тандем» соправителей. Причем младшего великого князя, внука Ивана III, тоже звали Дмитрий.

2. Вокруг Дмитрия Ивановича, как и ныне вокруг Дмитрия Анатольевича, сплотилась тогдашняя «либеральная» олигархия – московское и тверское потомственное боярство, пытавшееся ограничить самовластные притязания старшего дуумвира.

3. Ключевым противоречием и содержанием внутренней политики Ивана III был переход от сугубо вотчинного землевладения, чреватого раздробленностью и смутой, к поместному, означавшему иной, дворянский принцип формирования и деятельности элиты и иной, придворный статус высшего боярства. Соответственно, в наше время, когда элита кормится не от земли, а от экспортных и транзитных потоков, основной смысл путинского периода заключался в формировании такого же мощного противовеса «государственных олигархов» против либеральных, формально владеющих финансово-промышленными «вотчинами» на праве частной собственности.

4. Этому главному процессу централизации экономической и политической власти ранее предшествовал раскол традиционной элиты и соперничество двух столичных центров – Москвы и Твери (соответственно, Москвы и Питера). При этом тверские бояре были кооптированы в московскую элиту и стали ее «либеральным» крылом. Ослабленная центральная власть существенно опиралась на «тверских», не особо надеясь на «московских», что ярко проявилось в период «стояния на Угре».

5. Несмотря на то, что младшая «тверская» ветвь боярства была в фаворе – сначала Иван Иванович Молодой, потом Дмитрий Иванович, строительство государства осуществлялось по «московскому» образцу. Так и в начале путинского правления были востребованы механизмы централизации, опробованные в рамках московской мэрии, вроде административных округов и послушной думы.

6. Другим источником новых политических «правил игры» и соответствующих ресурсов для «поместного» землевладения стало присоединение к великокняжеским владениям Новгородской земли. Именно «Господин Великий Новгород» соединял вечевые традиции с общим государственным владением землей, не подверженным распаду на уделы. Тем более что местных «олигархов» больше волновали торговые пути, а не северные земли. В наше время аналогом такой централизованной торгово-финансовой системы и практически автономного «государства в государстве» является «Газпром». До Путина это был «коллективный олигархат», равновеликий Кремлю по своему влиянию, при Путине был присоединен к «великокняжескому домену» и точно также вычищен от прежнего, погрязшего в распрях «боярства».

7. Третьим источником силы для нового централизованного государства Ивана III послужила Русская православная церковь, только что отделенная от византийского корня. Сегодня мы можем не отдавать дань политкорректным идеологическим схемам. А потому  прямо указать, что именно корыстные, коррупционные мотивы были основными для московского духовенства и боярства, чтобы принять из рук западноевропейских советников идею «Третьего Рима», но отвергнуть идею «унии» православия и католичества. Немалые средства, уплачиваемые константинопольским инстанциям за поставление митрополитов и архиепископов, и весь поток финансовых средств, материальных и земельных пожертвований можно было централизовать и упорядочивать на благо московского же боярства и духовенства, связанных родственными узами.

Правильно определить современный аналог для соответствующей «третьей силы» современной политики может помочь один элементарный критерий, ответ на простой вопрос: Каким из элитных слоев остальные ветви «боярства» вынуждены существенно доплачивать за свою легитимность в глазах народа и соседних элит?

Разумеется, в составе этой послесмутной, а потому «мозаично-шизофреничной» (как и во времена Ивана III), идеологической элиты ныне числятся и православные попы, как впрочем и астрологи, постсоветские потомственные пропагандисты и прочие шоумены. Но это все копейки в легитимационных расходах «боярства» и государства. Основные расходы и необходимость делиться существенными ресурсами связаны с внешней легитимацией, а на глобальном уровне (в отличие от XV века) сегодня ни наши попы, ни наши доморощенные еретики или комиссии по борьбе с ними не котируются. Поэтому основными ветвями «третьей силы», как и в советские времена, остается академическая наука и прикладная наука ВПК.

Параллель постсоветской науки с полуразобранным, но свободным состоянием православной церкви при Иване III заключается сегодня, прежде всего, в кризисе внешних источников ее собственной легитимности внутри страны. Поэтому плавно переходим к следующей параллели:

8. Эсхатологическое обоснование легитимности духовной власти в условиях кризиса внешней легитимности. Централизация церковной власти под эгидой московского великого князя, особенно в новгородской епархии, обосновывалась напрямую грядущим окончанием православного календаря в 7000 году от сотворения мира (то есть в 1492-м от Р.Х.). Материальной основой этого влиятельного течения стала пропагандируемая среди боярской элиты мода на постриг в монахи, поддерживаемая великими князьями. Не меньший размах получили пожертвования храмам и монастырям ради загробной молитвы и заступничества на «страшном суде». Из этого напрямую следует закономерная борьба с «жидовстующими» - вольнодумными «ересями», исчисляющими сроки «конца света» иначе. Главой этого течения был поставленный Иваном III новгородский архиепископ Геннадий, а главным идеологом – Иосиф Волоцкий.

Параллели с нашим временем не исчерпываются «календарем майя», заканчивающимся в декабре 2012 года. Гораздо важнее общее стремление не только и не столько российской, но глобальной олигархии легитимировать свой контроль над мировой экономикой через пропаганду апокалиптических сценариев и связанных с ними глобальных механизмов кризисного управления. Достаточно назвать теории «глобального потепления», которая имеет корни в иудаистской эсхатологии – небывалая жара как один из трех признаков «конца света». На всякий случай пугают одновременно еще и новым ледниковым периодом из-за ослабления Гольфстрима, а также энергетическими коллапсами, загрязнением, птичьими морами и свиными гриппами, не говоря уже о банальном СПИДе. Впрочем, наша элита, вполне в параллель с новгородским владыкой, предпочла сосредоточиться на энергетическом направлении. Впрочем, проект «Сколково» тоже вполне укладывается в усилия по легитимации власти.

9. Раз уж зашла речь о внешней легитимации, то стоит рассмотреть внешнеполитический контекст. Собственно, Иван III известен большинству именно как победитель Орды в «стоянии на Угре», что означало отказ от уплаты дани ослабевшей Орде. Напрашивающаяся параллель – это отказ России при Путине субсидировать осколки великой «советской орды». Впрочем, и само положение РСФСР как основного донора бывшей сверхдержавы легко сопоставить с положением Владимирской Руси в составе не менее интернациональной и не менее масштабной империи. (Ради любопытства можно еще взглянуть на карту «мировой социалистической системы» и границы империи Чингизидов, совпадающие до деталей вроде Северного Вьетнама и выхода к берегам Адриатики.)

Разумеется, фактически Ивану III приходилось помогать и своим родственникам на литовском троне и вассальному казанскому хану, так похожему по своей роли на главу Чечни. Но все же с точки зрения права это была уже не дань, а самодержавная воля, хотя и вынужденная обстоятельствами.

10. Кризис и крах крупнейшей и сильнейшей державы, союзника и патрона – Византии в значительной степени способствовал освобождению Московской Руси от остатков ордынского ига, а равно сделал Москву самостоятельным игроком на общеевропейской политической сцене. Аналогичным образом кризис крупнейшей державы современного мира, союзника и патрона Российской Федерации делает Кремль необходимым партнером для всех мировых центров силы.

Единственное, что нужно учитывать, что занятие турками Константинополя в середине XV века – это еще не крах, а кризис Византии как центра международной торговли. Византийская торговая олигархия просто перекрасилась в «зеленый» из-за слома баланса на Востоке, исчезновения Орды и появления сильных исламских государств. А вот появление новых путей в Индию и открытие «новой Индии» аккурат к 7000 году - это действительно был крах торговой империи и «конец Старого света» в его прежнем виде. Так и сегодня Барак Хусейн в Белом доме – это пока еще кризис сверхдержавы, а вот мировая торговля помимо доллара и финансовых институтов Уолл-стрит– это уже крах «однополярного мира».

11. Вернемся к параллелям во внутренней политике. Любопытно, что после 7000 года и отсутствия «конца света», борьба иосифлян против еретиков и вольнодумцев развернулась с еще большей силой и энергией. Ведь нужно было спасать от секвестра и секуляризации накопленные церковные богатства. И хотя великому князю не удалось провести свою линию, опираясь на проповедь «нестяжателей», это намерение на многие годы определило тенденцию отношений светских и духовных властей. К слову, идеалы нестяжателей воплотились отчасти при Петре, в большей части при Владимире и Иосифе.

Что касается засилья явных «иосифлян» и в церкви, и в науке в наше время, то вряд ли этот факт можно оспорить. Немало развелось, в том числе на западные гранты, «еретиков», «жидовствующих» и прочих «вольнодумцев», так что приходится президентские комиссии создавать против вредных фальсификаций истории, за полезные.

Можно обнаружить и явную подготовку к секвестру земель и недвижимости у научных организаций в виде бравермановского Фонда развития жилищного строительства. Однако, как и в стародавние времена, искомый секвестр признан делом сугубо добровольным, по заявкам самих «игуменов», вроде как это было с вавиловской опытной станцией.

12. Нельзя обойти вниманием и активную борьбу Ивана III и его соправителя Дмитрия с коррупцией. Собственно, весь церковный собор 1503 года, где «новый Константин» обустраивал обновленную православную церковь «Третьего Рима», был посвящен именно этой проблеме – попыткам ввести в разумные рамки жадность и мздоимство элит, не только церковной, но и новой государственной бюрократии.

Ну, боюсь, относительно этой параллели комментарии излишни.

13. Общественные настроения к концу правления Ивана III, несмотря на все успехи, а может быть вследствие них, были далеко не однозначны. Даже в летописях, как в нынешних СМИ, критическое отношение к власти преобладало. Борьба боярских и церковных партий выплескивалась в виде слухов, доносов, брожений.

В общем, нелегко это, жить в эпоху перемен, да еще на одну зарплату.

Кстати, раз уж речь зашла о параллелях между заканчивающимися календарями и сроками «конца света», то стоит отметить, что в майянском календаре каждая эпоха, в том числе заканчивающаяся в декабре 2021 года, составляет 5200 лет или 20 раз по 260 лет. В свою очередь число 20*13 = 260 дней или лет составляет основу майянского цикла. Так вот, если вычесть из 2012 два раза по 260, как раз и получится 1492 год, он же 7000-й. Но это я так, к слову, для релакса после серьезных параллелей.


Tags: Московия, РФ, историософия, параллели
Subscribe

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • Не сдавайся, вечнозеленый!

    Перекрытие Суэцкого канала на неделю, минимум – событие глобального масштаба не только из-за многомиллиардных убытков и вынужденного…

  • Тысячелетие вокруг Балтики (32)

    32. Крестовые походы как прообразы европейских революций (начало, предыд.) Принципиальная сложность с разметкой нисходящих линий Гармонизации…

  • «Это праздник какой-то!»

    Еще раз мои поздравления и аплодисменты! В прошлый раз год назад стоя аплодировал найденному банкстерами способу уйти от ответственности за кризис и…