oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Есть многое на свете… (майя-1.)


Перечитывал  твиттер… много думал… :)

Нет, серьезно, немало размышлял, стоит или не стоит признаваться здесь в столь интимных пристрастиях. С другой стороны, моей репутации серьезного аналитика после всех этих фантазий уже и так ничего не страшно…

Нет, не то что бы я еще и программирую шью … но таки угораздило: увлекся в прошлому году гороскопами…

Речь, разумеется, не о банальных зодиакальных знаках и «ретроградных сатурнах», хотя судьба одноименного футбольного клуба таки доказывает чиновникам-ретроградам, что денег лучше не одалживать, и тем более не занимать.

Вряд ли я вообще стал даже пролистывать книгу с названием «2012. Сенсационное исследование древних пророчеств», если бы не фамилия авторов – Зима. Эх, раз уж пошла такая пьянка, то признаюсь и в том, что две их книжки, посвященные расшифровке пророчеств Нострадамуса, прочитал в свое время, лет пятнадцать тому назад, с большим интеллектуальным удовольствием. Не то чтобы трактовки и интерпретации авторов меня устроили, но в нахождении ключей и выстраивании гипотез авторы проявили большое остроумие, сильно отличающее их подход от других трудов этого рода.

Что касается изложения и интерпретации майянского календаря и гороскопа, а также комментариев к ним из древних майянских книг, то здесь Зимы превзошли сами себя в скромности интерпретаций. В отличие от всех прочих авторов книг о предсказанного майанском апокалипсисе 2012 года, в этой практически нет отсебятины, а просто хорошо написанный дайджест из многочисленных исследований, позволяющий разобраться в первоначальном источнике, а не в современных интерпретациях.

Однако наибольшим сюрпризом для меня, как почитателя Азимова и Гумилева, любителя-психоисторика, оказался тот факт, что «гороскоп майя» оказался, скорее, таблицей социо-психологических типов, вроде соционики, но менее формальной системой, более эмпирической и на практике более простой и работоспособной.

Для дальнейшего изложения придется кратко описать саму суть «гороскопа», состоящего из 20 знаков, имеющих символические названия: 1) Мировое Дерево, 2) Ветер, 3) Ночь, 4) Зерно, 5) Змей, 6) Череп, 7) Олень, 8) Восход, 9) Вода, 10) Собака, 11) Мастер, 12) Лестница, 13) Тростник, 14) Ягуар, 15) Орел, 16) Гриф, 17) Землетрясение, 18) Кремень, 19) Гроза, 20) Владыка.

При этом, кроме первичного цикла из 20 дней, есть вторичный, он же основной цикл, охватывающий 20 периодов по 13 дней, то есть всего 260. Люди, родившиеся в дни, отстоящие друг от друга на число, кратное 260, принадлежат не просто к одному знаку, а являются двойными «тезками». С одной ремаркой, что у майя день считался с восхода солнца.

Здесь стоит привести несколько примеров, которые, хочешь или не хочешь, заставляют отнестись к «гороскопу майя» намного серьезнее, чем к той же наукообразной секте «социоников». Например, такие любопытные пары, как Ленин и Маркс (знак Лестница в цикле Владыка), Юнги и Фрейд (Тростник в Зерне). Или такой факт, как общий знак у Сталина и Брежнева (Ягуар), которые при этом оба официально праздновали день рождения в иной день, маскировались – Брежнев (Ягуар в Ночи) под «дерево», а Сталин (Ягуар в Лестнице) под не менее природный «ветер». Если же добавить к этому, что Иван Грозный был «Ягуаром в Ягуаре», то и вовсе красиво смотрится.

Что же это получается, одноименные знаки тянет друг к другу, люди сами ощущают себя продолжателями дела близких к ним по знаку деятелей? Можно даже проверить, если найти в той же «Википедии» аналогичные примеры. Вот, скажем, некто Шопенгауэр никогда не скрывал своего восхищения Вольтером. Используя простую таблицу вычислений, приведенную в книге Зим, обнаруживаем, что и тот, и другой попадают в одну и ту же 203-ю из 260 ячеек – «Ночь в Грифе»

Разумеется, такого рода единичные совпадения – всего лишь затравка для сомнений и предположений, а вовсе не аргумент. Намного более интересным является содержательное совпадение социально-психологических портретов с символическим описанием майянских знаков. Например, знак «Лестница» несет в себе ряд смыслов – во-первых, идеи равенства и упорядочения, а во-вторых, опора для движения наверх. Люди этого знака воспринимают общее (в том числе и собственность) как свое личное, и стремятся руководить этим. Поэтому совсем не удивительно, что кроме Ленина и Маркса здесь же оказался и Чубайс. Второй знак в ленинском и марксовом гороскопе – «Владыка» тое говорит сам за себя. Речь идет о стремлении руководить людьми, оказывать влияние.

И так далее. Поверьте мне на слово, таких содержательных совпадений в майянском гороскопе очень много. Хотя опять же нужно сделать скидку на то, что знаки описаны через символы, а не прямым текстом, так что интерпретировать можно и иначе.

Гораздо большей доказательной силой обладает вот какой феномен. Естественно, что получив в руки новый гороскоп, мы с друзьями развлекались тем, что вычисляли знаки друг для друга, для детей и родителей. И тут обнаружилось весьма частое повторение определенных соответствий. Причем чем прочнее семья, тем чаще. Знаки детей находятся рядом со знаком матери, причем один слева, другой справа. Так, сын по знаку – «Вода», мать – «Собака», дочь – «Мастер». Пары последовательных знаков «сын-мать» или «мать-дочь» практически в каждой полной семье.

Встречаются такие примеры и среди известных смей. Например, Дж.Буш- старший – «Череп в Черепе»(66 из 260), а Дж.Буш-младший – «Змей в Тростнике»(65). Причем, Череп – знак крайней недоверчивости, осторожности, «как бы чего не вышло». Буш-старший, победив Саддама, даже не стал захватывать Ирак. А вот «Змей» - символ внезапного нападения, попытка революционной перекройки бытия, так что Буш-сын продолжил дело отца в своем стиле.

Обнаружив столь значимые совпадения со столь простой эмпирической моделью, я оказался перед серьезным вызовом. Ведь буквально несколько месяцев тому назад я лично обнаружил совсем другую «психоисторическую» модель, зашифрованную в тексте другого пророчества – булгаковского Романа. Эта модель и ее методы-ключи тоже постепенно находит свое подтверждение при наблюдении за параллельными процессами «перестроек» и «модернизаций». Так что тут поневоле впадешь в беспокойство, как Бездомный.

Остается только один путь: попытаться найти точки соприкосновения двух работающих моделей – русской и майянской, создать непротиворечивую интерпретацию.

Отчасти нам в этом поможет та самая теория психотипов Юнга, которую более известные сегодня «соционики» используют «для забивания гвоздей». Согласно Юнгу, есть четыре основных психологических функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция.

В майанском гороскопе также все 20 «знаков» разделены на 4 типа или «ориентации», условно названные: «север, восток, юг, запад». Однако эта условность не так уж абстрактна, потому что вполне соответствует четверке «интуиция, ощущение, чувство, мышление». Не знаю, как там в Центральной Америке, но у нас в Старом Свете (точнее в исторической Ойкумене) народы Запада опираются на «мышление», народы Востока – созерцательны, на Юге люди – более чувственны, а у нас на Севере – без развитой интуиции просто не выжить.

Через юнгианскую четверку типов легче перейти к ее аналогу у Ап.Павла (плоть, душа, дух, внутреннейшее) и к повторении евангельской символики у Булгакова: «мастер (мастерство), жена (душа), муж (дух), Воланд (творчество)».

Так что уже «теплее». Если в последовательности из 20 знаков чередуются проявления четырех психологических функций, то находится хорошее объяснение тому, почему для крепкой и счастливой семьи матери нужно родить себе «соседей по таблице». Психологические функции, точнее, реализующие их ипостаси личности, взаимно зависят друг от друга, как раз по кругу. Мыслительная, исполнительская деятельность «мастерства» зависит от чувственной, эмоциональной оценки «души», которая в свою очередь должна быть послушна «духу» как средоточию жизненного опыта поколений, а «дух» формируется и направляется надличностной творческой ипостасью. В свою очередь творческая интуиция зависит от наличия мастерства и конкретных практических задач.

Вот такой круговорот ипостасей в психической природе. Поэтому в семьях, где родители и дети взаимно дополняют друг друга по ориентации «знаков майя», отношения крепче. Это, разумеется, гипотеза, но вполне рабочая.

Однако это предварительное наблюдение вовсе не объясняет главной особенности «майянской модели»: А почему знаков именно 20? Зачем нужны именно 20 социо-психологических типов, то есть пять полных групп по четыре функции? И почему в главном цикле из 260 типов «знаки» сгруппированы по 13 штук?

Возможный ответ содержится в структуре нашей «русской модели». Напомню, что полная (а не учебная) социализация личности, ее активное участие в историческом процессе, происходит именно на большой стадии Надлома личности. На большой стадии Подъема личность обучается, в норме находясь в том или ином традиционном окружении, семье и местной общине. В третьей большой стадии Покоя личность из исторического контекста вновь возвращается в семью, общину и, если занята, то обучением и воспитание молодого поколения.

В свою очередь, внешний социальный контекст развития личности в виде племени или нации, цивилизации – может находиться либо в состоянии гомеостаза (поддержания традиции), либо в состоянии трансформации, то есть на одной из четырех четвертей (фаз) большой стадии Надлома. Вот оно! Пять возможных вариантов реализации четырех функций именно с этим и связаны – 1) исходное (оно же конечное) состояние гармонии с природой (и символика соответствует - Дерево, Ветер, Ночь, Зерно); плюс четыре раз по четыре активных «знаков».

Можно для наглядности привести первую четверть Надлома российской истории, которая начинается с подготовки и восстания декабристов. Поэтому символика творческого знака «Змей», который из своего укрытия наблюдает за событиями, и вдруг внезапно жалит потенциального обидчика, вполне соответствует демаршу дворян, до того забавлявшихся стихами и прожектами.

Николаевская сухая эпоха чрезмерной осторожности вполне соответствует знаку Черепа. Последовавшая александровская эпоха реформ и внешней экспансии, стремления к добыче на Балканах и в Азии – это эпоха для чувственного «Оленя». Эпоха Александра III – это эпоха модернизации. Если бы понятие «Прогресса» было известно жрецам майя, то они бы именно так и назвали знак «Восход». Но и без этого символика прямолинейного и быстрого движения наверх вполне понятна. Наконец, в предреволюционный период начала ХХ века на коне оказываются люди знака «Воды», способные долго копить внутреннюю энергию и выплескивать ее в периоды испытаний. Не случайно именно Вода – знак для типичных боевых генералов.

Так что внутри каждой четверти Надлома можно выделить также по четыре периода, где требуются люди с соответствующим социо-психологическим типом. Так что это вполне логичное объяснение, зачем нужны именно 20 знаков.

 

Продолжение следует

Tags: майя, начало, психология, символика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments