oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

«Там на неведомых дорожках…» (Майя-11)

(начало – здесь) 

На радостях от удачного противопоставления «Мировое Дерево – Ягуар», мы забыли одну обещанную характеристику. Напомню, что каждый знак майя ориентирован по четырем «сторонам света», символизирующим четыре психологические функции или ипостаси личности – «Север» (интуиция, творчество), «Восток» (ощущение, дух), «Юг» (чувство, душа), Запад (мышление, мастерство).

 

Обобщенный психологический портрет Мирового Дерева не оставляет сомнений в творческом характере этого знака. Чтобы принять в свой круг и найти место в общей гармонии любому встречному – необходимы глубокая интуиция и творческий подход.

Чередование «ориентаций» обусловлено в целом теми же причинами, что и смена волн мотивации. Знаки «Севера» что называется комплиментарны ко всем, готовы принять и найти место в своем кругу для каждого. Однако всякая тенденция хороша в меру. В какой-то момент усложнение системы и взаимные противоречия разнообразных ведомых перевешивают энергию творческого центра. Возникает потребность в ограничении, отборе и отсечении лишнего. А это уже функция духовного опыта, для которой нужен психотип (знак) «Востока». Как Ягуар, выпрыгивающий из враждебных джунглей, за которыми уже совсем не видно Мирового Дерева. Вот теперь символическое описание пары «М.Д.-Ягуар» завершено.

 

Следующая, вторая смена мотиваций – от Ягуара к Оленю. На уровне заглавных символов уже читается противопоставление «хищник – добыча».

Олень – весьма двойственный символ, добычей может быть и он сам, и его интерес. Ведь олени тоже пасутся, причем на просторе, стремясь расширить пастбища. Охота бывает и грибная, и ягодная.

В прошлый раз мы нашли хороший инструмент для анализа психологических типов по отношению к границам своего круга. Интерес М.Д. сфокусирован внутри круга, который имеет к расширению за счет иммиграции, активности внешних, «чужих». Интерес Ягуара сфокусирован вовне, его установка и активность «своих» определяет тенденцию к сужению изначального числа «своих», но к расширению числа  «удерживаемых» в своем круге.

Э, нет, оказывается, мы еще не все рассказали про первую пару. Любая антитеза всегда опирается на некоторое сходство, провести границу можно лишь в общем пространстве (нельзя сравнить или противопоставить зеленое круглому или тихому, а только белое черному и дальнее ближнему). Ягуар и Дерево можно противопоставить, в том числе потому, что их общий (!) интерес сосредоточен на отношениях людей, а не на материальных объектах. Это вообще общий признак знаков «Севера» и «Востока», а что касается психологических функций интуиции и ощущения, то их первооткрыватель доктор Юнг тоже дал им общее название «иррациональных». В этом их отличие от рациональных функций чувства и мышления, сосредоточенных на материальном мире (или на идеях, отражающих материальные объекты, в случае интроверсии).

Поэтому для проведения различия Оленя от Ягуара, сначала найдем общее между ними. Похоже, что таким общим является стремление к добыче и расширению круга «удерживаемого». При этом Олень стремится к контролю над материальным, а Ягуар – над социальным, то есть над людьми и их отношениями. При этом Олень свободолюбив и не считает прочные связи (традиции) ценностью, но легко устанавливает новые, а Ягуар против излишней свободы связей вообще. Это объясняет, почему в период под знаком Ягуара возрастает именно либеральная мотивация Оленя. Однако, при этом активность под знаком Оленя ведут к расширению физического пространства, в котором знаки «Востока», включая Ягуара, впоследствии найдут свою добычу, в том числе, в виде ослабленных Оленей.

Несовместимость образа действий Оленя с мотивацией Ягуара вытекает, во-первых, из разного поля деятельности: Ягуар удерживает физическую границу, Олень стремится к свободной экспансии. Во-вторых, у них антагонистические интересы: Ягуар сосредоточен на недопущении излишних внешних связей и удержании внутренних, Олень ровно наоборот – стремится к установлению новых связей вовне и к освобождению от сдерживающих связей исходного круга. Поэтому психотип «Олень в Ягуаре» невозможен и на смену «Черепу в Ягуаре» идет «Олень в Олене».

Но при этом в Цолькине существует психотип «Ягуар в Олене». Образ действия Ягуара отчасти совместим с мотивацией Оленя, поскольку внешнее богатство редко бывает свободным от социальных отношений. Поэтому «ягуары», подчиненные мотивации «оленей» иногда служат для удержания территорий, консервации отсталости. Таковы диктаторские режимы, пиратские анклавы или мафиозные вотчины, торгующие с либеральными империями дешевым сырьем или рабским трудом.

Естественно, что душевный Олень ведом, в первую очередь, чувствующей функцией. Мотивация к материальной экспансии требует, прежде всего, очень хорошего нюха на добычу, то есть функции оценки по шкале потенциального богатства. Например, Буш-младший (Олень в Тростнике) искал богатую добычу в богатом нефтью Ираке.

Можно добавить к этому, что Олень – это «южный» знак из первой четверки «исторических» знаков, соответствует середине первой, предварительной четверти Надлома. Нынешние США, включая период правления семейства Бушей, находятся в конце этой фазы своего развития, на пороге смены центра от национальной элиты к интернациональной, как в свое время в России. В нашей истории Олень как образ действия был наиболее востребован во второй половине XIX века, при Александре Втором – в период внешней экспансии, продиктованной капиталистическими интересами.

 

Третья смена мотиваций – от Оленя к Владыке, последнему, «западному» знаку завершающей четверки.

В 20-дневном цикле Владыка предшествует Мировому Дереву, и как образ действия должен иметь с ним большое сходство при важном отличии – преобладании материального интереса и рационального мышления. Владыка прекращает экспансию предшествующего периода Оленя, очерчивает и обустраивает тот круг, в котором будет расти очередное Дерево (а позднее и Тростник как следующая волна мотивации).

Общее между Оленем и Владыкой – рациональность, материальный интерес. Но при этом Олень видит смысл в накоплении, захвате новых «пастбищ», а Владыка – в рациональном обустройстве уже имеющегося. То есть фокус интереса у одного вне круга, у другого – внутри. Соответственно, образ действия Владыки – активное руководство своим кругом несовместимо с экспансивной мотивацией Оленя.

Наоборот – пожалуйста, Олень может послужить в качестве добытчика – например, заказов для организации, подчиненной мотивации обустройства. Лично я знаком с одним Оленем, который некоторое время служил гендиректором солидной реставрационной организации, но был уволен буквально в день поступления на счет первых денег по отвоеванному им большому долгосрочному контракту. Потому как функцию свою сполна исполнил, а в остальном психологически несовместим. И то правда – застать его на рабочем месте в урочное время было затруднительно, вся активность – вовне, с контрагентами и консультантами, помогавшими получить заказ. А вот если бы, как и раньше, добывал небольшие заказы и сохранял потребность в добытчики, то и до сих пор директорствовал бы.

Здесь следует сделать паузу, ибо наверняка, судя по опыту, что-то упустил. Тем более, что первую четверку знаков всех ориентаций мы уже описали. 

Продолжение следует.

 

Tags: майя, психология, символика
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments