oohoo (oohoo) wrote,
oohoo
oohoo

Categories:

«Нам нет преград…» (Майя-14)

(начало – здесь) 

Завершая половину пути описанием смены волн Кремень-Мастер, мы вышли на более глубокие методы анализа психотипов. Можно даже провести аналогию между таблицей Майя из 260 психотипов (знаков) и таблицей Менделеева, составленной первоначально по внешним признакам атомного веса и типичных реакций. В какой-то момент сама таблица помогла перейти к внутренней структуре атомов – протонам, нейтронам, электронным оболочкам. Так и в нашем случае – привязка элементов таблицы Майя к периодам исторических циклов позволяет найти связь между внешними проявлениями и внутренней структурой психики, в том числе обосновать такие свойства психотипа как иерархия психологических функций, интравертных и экстравертных.

Однако, увлекшись этим открытием, мы немного потеряли нить последовательного изложения. Искомое противопоставление образа действия Мастера и мотивации Кремня не было представлено явно, как для предыдущих пар. Исправим этот недостаток:

 

Мотивация Кремня заключается в том, чтобы перевести внутренние (интровертно, интуитивно воспринимаемые) принципы в словесные или иные явные (экстравертные) формулы и оценки, структурирующие и настраивающие подопечный круг межличностных отношений. Образ действия Мастера заключается в непосредственном применении внутренних, интровертных оценок к мастерству (исполнению артефактов), без опосредования словами. Это не значит, что Мастер бессловесен, наоборот, он хорошо овладевает словом, как и другими инструментами, но для него слова – это материал, а текст – это артефакт, а не строительно-реставрационные леса, как для Кремня. Кремень упорядочивает наличное, уже существующие отношения людей, путем раскрытия ранее неочевидных смыслов, Мастер создает новые символы – артефакты со скрытым смыслом, по поводу которых строятся отношения.

Отсюда следует несовместимость действий Мастера с мотивацией Кремня. Наоборот – вполне возможный вариант, поскольку Кремень может совмещать раскрытие смыслов с созданием новых артефактов на этой основе.

В прошлый раз мы обнаружили еще одно соответствие, интересное читателям исследования «MMIX- Год Быка». По сути – это еще один, аналитико-психологический слой смысла булгаковского Романа. Так, образы 11 главы, где эмоции Иванушки надежно скрыты от внешнего взора, а сам он учится управлять ими для собственного развития, точно соответствуют психотипу, востребованному на 11 стадии Надлома, то есть знаку Черепа. Такое же соответствие мы нашли для знака Мастера, воплощенного в 15 главе.

Проверим эту догадку на примере Кремня, который востребован на 20 стадии Надлома. Вспомним сюжет и образы 20 главы, в которой Маргарита в своем доме ждет сигнала к еще неясному для нее действию, разрывает ставшие ненужными связи с постылым мужем, упорядочивает отношения с Наташей, преображается и очищается сама, проговаривая ранее неясные для нее смыслы – и все это под общим руководством невидимо присутствующего духа – Азазелло. Похоже, очень похоже…

Боюсь, что дальнейшее исследование пар психотипов несколько затянется с такими подробностями. Пожалуй, мы все-таки сохраним прежний темп и глубину описания, ограничившись краткими отсылками к более глубоким деталям. Иначе и без того загруженные новыми смыслами читатели не доберутся до конца цепочки.

Продолжаем: 11-я смена волн – от Мастера к Зерну.

Мы начали свой обход со скачка Ягуара от природного Дерева, все более удаляясь от «нулевого», природного цикла. Вторая половина пути постепенно приближает нас к истоку, и первый во втором десятке переход – к «природному» знаку Зерна.

Знаки природного цикла (Мировое Дерево, Ветер, Ночь, Зерно) не востребованы на большой стадии Надлома (стадии 11-22). Они более востребованы в отношениях, связанных с воспитанием и обучением нового, молодого поколения, передачи опыта старших поколений – то есть на больших стадиях Подъема и Покоя.

Зерно – знак «западной», рациональной ориентации, интерес которого сосредоточен на конкретных материальных предметах. Дословный перевод майянского имени Кан – «спелый», «золотой». То есть речь идет о конкретном материальном результате, урожае. Тем не менее, в символике Зерна есть еще один смысл – конца природного цикла, предваряющего новое повторение, либо начало долгого пути Зерна по волнам социального моря.

Рациональный образ действия Зерна экстравертен, направлен на материальную основу социальных отношений. При этом сами по себе социальные отношения Зерно не сильно интересуют, важны их материальные следствия. Мотивация под знаком Зерна также основана на явных рациональных оценках создаваемой материальной основы, никакие интуитивные прогнозы и символические образы не подействуют, за исключением интуитивных природных образов материнства и детства. Поэтому сочетание образа действия Зерна с мотивацией Мирового Дерева имеет не только сильную энергетику, но и некоторое пренебрежение социальными условностями (примеры – А.Кабаева, Д.Дибров, А.Хинштейн, Г.Гречко).

В то же время мотивация Мастера направлена именно на создание социально обусловленных символов-артефактов, не имеющих конкретной материальной ценности. Отсюда вытекает несовместимость, невозможность пары «Зерно в Мастере». Однако, Зерно с творческой мотивацией все же встречается, например, Карл Фаберже – Зерно в Землетрясении даже не требует излишних комментариев.

«Мастер в Зерне» – это вполне понятное сочетание, когда артефакт, предмет искусства имеет, кроме художественной, сугубо социальной ценности также и материальную ценность. И в этом смысле любопытны такие конкретные примеры как Ельцин и Дзержинский, архитекторы новых (для себя) социальных отношений, ведомые мотивацией материального благополучия молодого поколения. Здесь, кстати, наглядно видна обратная зависимость, проекция интуитивно обусловленного образа действия на рациональную мотивацию. Есть и еще неплохой пример из этого же ряда – архитектор советской пилотируемой космонавтики К.Феоктистов, наверняка, видел материальный интерес будущих поколений по-своему.

Двенадцатая смена мотиваций – от Зерна к Землетрясению.

Пример обратного сочетания «Зерно в Землятресении» мы уже знаем. А еще у придворного ювелира Фаберже есть собрат среди поэтов – Е.Евтушенко.

Землетрясение – знак творческий, интуитивный. Дословно майянское имя «каб’ан» означает «потрясение чувств». То есть образ действия заключается в сотворении чего-то нового, но долгожданного обществом, перевод внутренних интуитивных образов во внешние символы- артефакты или символические действия. В этом смысле Землетрясение в чем-то близко Мастеру как «отрицание отрицания» через Зерно.

Землетрясение открывает последнюю четверть, четвертый «исторический» цикл, предшествуя Кремню. Собственно, историческая функция Землетрясения – рождение нового знания в виде системы образов, которыми будет затем руководствоваться Кремень для упорядочения и настройки отношений. Землетрясение востребовано в узле 19/20 Надлома, поэтому ему соответствует не вся 19 глава булгаковского Романа, а только ее концовка, где появляется Азазелло и потрясает Маргариту своим явным знанием тайных, глубоко скрытых образов. Другой символический образ спасительного знания – золотая коробочка с волшебным снадобьем, которое преобразит героине.

Образ действия Землетрясения, действующего в символическом пространстве и творящего новые образы и системы образов, не совместим с сугубо материальной мотивацией Зерна. Что и требовалось доказать.

Следующая, тринадцатая пара волн – Собака после Землетрясения.

Дословно «Ок» означает «путь», «ход», «шаг». Символика любопытная, особенно если учесть, что Путин по знаку майя – скорее всего (если не родился ночью) – Собака в Мировом Дереве. А вот, например, Гитлер – Собака в Ветре. Различие в мотивации имеет значение. В одном случае – стремление к природной гармонии путем не самых гармоничных шагов, в другом – стремление выпустить на волю природные, языческие энергии. Еще конкретные примеры «такого как Путин» - борец Александр Карелин, режиссер Сергей Бондарчук. Последний, помнится, использовал армейские соединения для создания высокой гармонии в своих фильмах. Впрочем, и психотип «Собаки в Ветре» не так уж страшен – из известных еще есть сатирик Свифт и знаток Бялко, а еще моя хорошая знакомая – стоматолог с золотыми руками.

Приводя все известные примеры к общему знаменателю, приходим к выводу, что Собака как образ действия и мотивация – это способность действовать решительно и точно, сугубо профессионально в очень сложных обстоятельствах. Востребованность знака в 14 стадии Надлома соответствует этому призванию, поскольку речь идет о периодах после социальных революций, включая гражданские войны и глубокий раскол общества. То есть девиз знака Собаки – «мы не ищем легких путей!». Выбирая между комфортом и работой в сложных условиях, Собака посчитает, что «сто верст – не крюк», а необходимое для жизненного тонуса приключение, испытание духа.

Противоречие между решительным образом действия профессионала Собаки и мотивацией Землетрясение – самое неочевидное. Казалось бы, наоборот – Землетрясение, разрушая негодные стереотипы, создает новые сложные системы образов. Вот где нужен профессионал, но – Кремень, а не Собака. Собака действует, интуитивно опираясь на опыт поколений, в сложных внешних условиях, а не в связи с усложнением, поиском новых знаний. Наоборот, владение сложным знанием упрощает, сокращает пути, а это им, Собакам, совсем не интересно. Собака не может руководствоваться сугубо теоретическим, только что рожденным знанием, а только проверенным в деле опытом.

Мотивация Собаки регулярно заводит его и окружающих в сложные ситуации. Тому пример - Лукашенко (Ветер в Собаке), «природный», колхозный образ действия которого, однако, сводится к мотивации других на подвиги или помощь. Сочетание «Землетрясение в Собаке» будет поудачнее – найти в сложной ситуации верное теоретическое решение задачи. Конкретные примеры – В.Ресин, президент США Картер. Кто-то скажет, ну – последний пример неудачника. Но это при Картере придумали рейганомику и кредитную пирамиду, вытянувшую США из кризиса 1970-х и опрокинувшую советскую систему. А Ресин придумал и построил пирамиду московской недвижимости.

Так же неочевидно соответствие описания психотипа Собаки образам 14 главы булгаковского Романа. Ситуация, в которую попадает Римский – более чем сложная, с этим не поспоришь. Римского спасает опыт и дальняя дорога к питерским чекистам. Еще в «MMIX» при толковании этой главы мы обнаружили сходство Римского с Ельциным, который в сложных обстоятельствах нашел спасение в Путине. Сойдет за ответ, учитывая, что два года назад мы даже не слышали ничего о календаре майя и знаке Пути.

 

Продолжение следует.

 


Tags: майя, психология, символика
Subscribe

  • После бала (44)

    44. Про ванную ( начало, предыд.глава) «Это – белее лунного света, Удобнее, чем земля обетованная…»…

  • После Бала (43)

    43. Лицо в руке Маргариты ( начало, предыд.глава) Самые интуитивные читатели этой рукописи сразу же заметили, что одной лишь внешней параллелью…

  • После Бала (42)

    42. Что за Ал-й М-ч? ( начало, предыд.глава) По ходу возвращения от евангельских деяний к нашим дням, от образа Иуды к образу Алоизия из 24…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments